В запой, как в забой: Рецензия на фильм "Да и Да"

Глючная артхаусная драма о том, как живут радикальные художники и что творится у них в головах, когда они рисуют.

Молодая учительница русского языка Саша (Агния Кузнецова) по Интернету знакомится с богемным художником Антонином (Александр Горчилин), который приглашает ее на вечеринку. «Собирушка» оказывается квартирной тусовкой вдребезги пьяных людей, один из которых выбрасывает Антонина в окно, с высоты нескольких этажей. Саша помогает удачно приземлившемуся парню доплестись до дома, и у них завязывается что-то вроде романа. Вскоре девушка осознает, что живопись, которой Антонин занимается, требует от него беспрестанно пить водку и зарисовывать пьяные галлюцинации. Несколько дней спустя Сашу тоже начинают посещать художественные видения, которые оказываются очень кстати, когда ее возлюбленный попадает в больницу и на операцию оказываются нужны деньги…

Прошлый год в российском кино прошел под знаменем срывания покровов. То Звягинцев в «Левиафане» обличит Церковь и государство, то Екатерина Шагалова в «Берцах» втопчет в грязь журналистов-телеведущих… То Валерия Гай Германика выпишет нелицеприятный диагноз артистической богеме в своей новой постановке «Да и да». Картина была закончена и представлена зрителям в прошлом году, и она успела получить режиссерского «Серебряного Георгия» на Московском МКФ. До полноценного проката фильм, однако, не добрался из-за обилия в нем мата. Чтобы все желающие смогли это кино посмотреть, его пришлось переозвучить, и релиз был перенесен на 2015 год.

Как видит родную для себя богему режиссер «Все умрут, а я останусь» и «Школы»? Как сборище невменяемых алкашей, начисто лишенных не то что «высокой», а даже минимальной бытовой (и половой!) культуры. «Быдло, дорвавшееся до красок» – для этих людей такое оскорбление было бы комплиментом, потому что до «быдла» им далеко. Хотя, конечно, они мнят себя высшими существами. Антонин так прямо и заявляет: «Нам можно все, а обывателям – ничего».

Рассказывая о фильме в своей прошлогодней рецензии, известный российский критик Валерий Кичин сравнил саму картину и творчество ее персонажей с наскальной живописью. Уважаемый автор был неправ. Все ровно наоборот. Наскальная живопись была средоточием культуры и религии, воплощением художественных и житейских амбиций первобытного общества. Главному герою же «Да и да» до культуры, религии и общества нет никакого дела.