Как пережить «синдром второго фильма»

Режиссеру «Робота по имени Чаппи» Нилу Бломкампу следует этому поучиться у Стивена Содерберга, Сэма Рэйми, Кевина Смита и Джона Хьюстона.

Английский термин «sophomore slump» переводится как «синдром второго альбома» и обычно используется в музыкальной индустрии. Его применяют к группам и исполнителям, которые своей второй работой не смогли повторить успех дебюта (например, Weezer или The Stone Roses). Справедливо или нет, но считается, что у группы полно времени для подготовки первого альбома, а после этого у них просто не остается материала. Или же они решают отойти от того, что принесло им успех изначально. Или же ожидания от второго альбома слишком велики после отличного первого. Или же они не выдержали бремени славы. Так или иначе, это случается на каждом шагу. Далеко не многим группам удается вернуться в нужное русло после провального второго альбома, и они тихонько загибаются, оставаясь в истории яркими однодневками.

То же самое зачастую происходит и с кинорежиссерами – их то и дело постигает «синдром второго фильма». Например, автор «Донни Дарко» Ричард Келли так и не смог отойти от длинного, непонятного и едва ли удостоенного релиза в кинотеатрах фильма «Сказки юга». Или же Карин Кусама после своего прорыва в «Женском бое» сняла провальную «Эон Флакс» и ушла на телевидение (даже «Тело Дженнифер» ее не спасло). Ну и не забываем о Дэниеле Майрике и Эдуардо Санчесе, которые покорили мир «Ведьмой из Блэр» и после этого более или менее канули в Лету. Не зря ведь считается, что легче добраться до вершины, чем удержаться на ней.

Южноафриканец Нил Бломкамп в 2009 году, не без помощи продюсера Питера Джексона, создал один из главных «спящих хитов» последних лет, «Район №9», и моментально вошел в число самых ярких молодых кинематографистов современности. Картина пришлась по душе и зрителям, и критикам, и даже американским киноакадемикам, чему служат подтверждением четыре номинации на «Оскар» (в том числе и в категориях «Лучший фильм» и «Лучший оригинальный сценарий»). В этом научно-фантастическом эпике было все: мысли, эмоции, сложные персонажи, богатая, многослойная история. Он был снят за $30 млн, а выглядел на все 100. Почти в четыре раза больше – $115 млн – понадобилось Бломкампу на его второй фильм «Элизиум: Рай не на Земле».

Комментарии
Комментарии