«Дивергент, глава 2: Инсургент». Культурная революция

Первый «Дивергент», вышедший год назад, стал одной из самых успешных подростковых антиутопий. Перед выходом продолжения THR задумался, почему в Голливуде подсели на экранизации подростковой литературы и как это повлияло на качество книг.

К завершению невероятно успешной франшизы «Голод­ные игры», которая состоится в конце этого года, в Голливу­де решили подготовиться заранее. На смену од­ной фантастической киносерии пришли сразу две — «Бегущий в лабиринте» и «Дивергент», вторая часть которого ждет нас уже в марте.

Первые серии обеих франшиз, стартовав­ших в прошлом году, были сшиты вполне доб ротно — с симпатичными молодыми актера­ми (которым, разумеется, уже прочат большое будущее) и интригующей концовкой. После финальных титров невольно задаешься во­просом: чем же продолжится этот дорогостоя­ щий киносериал? Однако проблема в том, что обе истории невероятно примитивны и пото­му не выдерживают серьезной критики. Что неудивительно, поскольку примитивны (и это самое корректное определение) и сами книж­ки — что одна, что другая.

В «Дивергенте» повергает в ужас уже сама его вселенная. Унаследовав от «Гарри Поттера» систему с разными факультетами и принудительным отбором, автор трилогии Вероника Рот перенесла ее на целое обще­ство. Она поделила весь город на несколь­ко фракций — военных, ученых, крестьян и социальных работников. Последние борют­ся с собственным и чужим эгоизмом и пото­му правят городом. Тех, кто не справляется с программами обучения, выбрасывают из си­стемы фракций, автоматически превращая в изгоев, уличных бомжей.

У вдумчивого читателя может возник­нуть несколько резонных вопросов. Почему от 10 до 20 процентов жителей совершенно мирного города входят в касту силовиков? Кто в этом мире занимается производством? Кто строит дома, шьет одежду, делает ору­жие и высокоточные приборы, необходимые для работы ученых? Кастовая градация столь узка, что необходимых в любом обществе профессий, которые не втискиваются в эту систему, достаточно, чтобы в реальности такой город протянул недолго.

Все потому, что, по мнению Рот, раз «Дивергент» — произведение, предназначенное исключительно для подростков, глубина проработки вселенной вообще неважна. По всей видимости, писательница, а вслед за ней и создатели экранизации апеллируют к той части юных читателей (и зрителей), которая считает, что айфоны берутся из магазинов, то есть, в сущности, растут на деревьях.

Комментарии
Комментарии