"Неправильный" фильм о войне и любви

Более полувека назад на советские экраны вышла картина Михаила Калатозова "Летят журавли". Кинолента, повествующая о влюблённых, которых война разлучила навсегда, мгновенно снискала популярность за рубежом, получив в 1958 году "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля. Однако на родине вся партийная и советская печать отрецензировала "Журавлей" как "идеологически невыдержанный фильм" с неудачной драматургией. И всё же трудно будет найти другую картину, которая смогла бы лучше отобразить кинематографическую эпоху того времени и взглянуть на войну под другим углом.

"Летят журавли" был новаторским фильмом и по заявленной теме, и по форме. Режиссёр Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский как будто заново открыли возможности кино. Ведь многие ленты послевоенного времени больше напоминали затянутые театральные представления, лишённые и намёка на искусство монтажа. Субъективная камера Урусевского помогла зрителю ближе разглядеть киногероя, увидеть мир его глазами, уловить, прочувствовать все нюансы его восприятий жизненных ситуаций. Помимо этого съёмки ручной камерой позволили оператору сделать композицию фильма динамичной. Поэтический киноязык дуэта Калатозов–Урусевский произвёл ошеломляющее впечатление. Операторские и режиссёрские решения картины стали хрестоматийными: практически каждый эпизод подробно разбирается в учебниках истории отечественного кинематографа.Ещё одной важной составляющей успеха фильма стала актриса Татьяна Самойлова, молодая артистка с очень "противоречивой внешностью" для советского кинематографа. Её лицо не подходило ни под классический тип красавицы, ни под милый типаж жеманной служанки, а в данном случае нужна была совершенно новая история, чтобы выплеснулась скрытая в этом характере духовная сила. Девушку заметил ассистент Калатозова и предложил её кандидатуру Сергею Урусевскому, а тот в свою очередь убедил режиссёра. Впервые советскому зрителю был представлен образ "хорошей плохой героини".