"Женя, Женечка и "Катюша". Поэтика военного кино

Пожалуй, одним из самых "нестандартных" фильмов о Великой Отечественной по праву можно считать картину Владимира Мотыля "Женя, Женечка и "Катюша". Душевная, лирическая и вроде бы совсем невоенная история о влюблённом романтичном юноше-интеллигенте с Арбата моментально обрела статус культовой у поколения "шестидесятников". Творческий союз Мотыля и Окуджавы подарил зрителям ещё одно произведение искусства.

А ведь картины могло и не быть вовсе… Изначально сценарий не приняли ни на "Мосфильме", ни на "Ленфильме", аргументируя это несоответствием указаниям партии и правительства, а также Главного политического управления Армии. По словам режиссёра, у его истории был трагический финал, а высокому руководству нужен был счастливый конец. Однако съёмочный процесс всё же был запущен. Мотылю удалось отстоять своё "место под солнцем", уличив чиновников в клевете и пристрастности по отношению к своей персоне.Вопрос с подбором актёров на главные роли стал также непростой, но и одновременно интересной задачей для авторов фильма. Галину Фигловскую, исполнившую роль Женечки Земляникиной, режиссёру пришлось разыскивать долго. Ведь на тот момент актриса не работала по специальности, а, получив инженерное образование, трудилась в закрытом секретном учреждении. Но благодаря общим знакомым Мотыль нашёл-таки свою Женечку. К работе над картиной, в числе прочих, режиссёр планировал привлечь и Олега Даля. Несмотря на малое внешнее сходство с персонажем, актёр подходил внутренне. По признанию самого Владимира Мотыля, в Дале больше всего подкупала его независимость, именно она так нужна была для этой роли. Ведь "главное качество Жени Колышкина – это его неадекватность окружающему. Он живёт в своём фантастическом, выдуманном, иллюзорном мире… Совершенно не ощущает, что он на реальной войне, и от этого происходят все его приключения. Даль был точный, снайперский выбор на эту роль" – говорил режиссёр.

Комментарии
Комментарии