Девушка с оптическим прицелом

Те, кто придут на «Битву за Севастополь» режиссера Сергея Мокрицкого и продюсеров Егора Олесова и Натальи Мокрицкой, ориентируясь лишь на название, вероятно, будут изумлены. Героической обороне Севастополя 1941-1942 годов уделено не больше трети времени. И нет никакого стратегического — государственного, генеральского — взгляда на события, каковым отличалась советская пропагандистская киноэпопея «Освобождение».

На самом деле это байопик (ненавижу этот приблудившийся ненатуральный термин!) — фильм о судьбе некогда легендарной Людмилы Павличенко, в 25 лет ставшей самой успешной женщиной-снайпером в мировой истории. Любопытно, что фильм финансировали государственные киноорганы как России, так и Украины — и остались взаимно довольны. Работа была завершена, хотя в ее разгар слова «битва за Севастополь» обрели иное — жесткое, конфликтное — звучание. В широкий прокат Москвы и Киева картина вышла одновременно.

О ЧЕМ ЭТО. О юной хрупкой Людмиле Павличенко, только по подтвержденным данным (искренне не понимаю, как можно вести учет и контроль, когда вокруг кровавый кошмар) застрелившей во время обороны Одессы, а затем Севастополя, 309 служащих вермахта — больше, чем знаменитый Василий Зайцев в Сталинграде, про которого Жан-Жак Анно снял «Врага у ворот». Павличенко изображает Юлия Пересильд, и будет странно, если она останется без отечественных кинонаград.Всякий биографический фильм страдает стремлением улучшить и мелодраматизировать образ главного персонажа. Реальная Павличенко — Павличенко по мужу, а так вообще-то Белова. Уже в 16 лет она в законном браке родила сына. Но на экране ни мужа, ни сына нет (сына героиня родит лишь после войны), и понятно почему: для концепции фильма было эффектнее, чтобы в пекло войны была брошена — и выстояла — совсем юная, не познавшая любви девушка, своего рода Жанна д'Арк. Остальное в завязке фильма, впрочем, правда — естественно, не документальная, художественная.