Киноискусство скрытой рекламы

Сегодня французской премии «Сезар» исполняется тридцать девять лет, и это отличный повод поговорить о высоком искусстве, рекламе и их непростых взаимоотношениях. Если к мелькающим в голливудских фильмах значкам брендов мы привыкли, то к подобной практике в отечественном кино пока еще остаемся неравнодушны. Рассмотрим примеры скрытой рекламы в российских фильмах.

Настоящее искусство существует как бы в стороне от рыночных отношений. И появление скрытой рекламы, которую компании все чаще проталкивают в кино, на телевидение и даже в литературу, воспринимается многими чуть ли ни как оскорбление творческого процесса. На самом деле создатели фильмов лишь распределяют бюджеты на product placement, в том числе это касается и крупных проектов – победителей и номинантов известных кинематографических премий. Возьмем для примера российскую «Нику». Все фильмы из подборки стали как минимум номинантами этой престижной премии. С таким же успехом можно препарировать кинематограф любой другой страны, не говоря уже об американском.

Голливуд доказал эффективность скрытой рекламы еще в восьмидесятых и с тех пор увлеченно сотрудничает с брендами. Достаточно вспомнить историю киноленты «Инопланетянин» Стивена Спилберга. В ней дети угостили гостя с другой планеты сладкими конфетами Reese’s Pieces – в результате продажи выросли на 70% почти сразу после премьеры. Однако это не помешало фильму собрать огромное количество наград, в том числе 4 Оскара (плюс еще пять номинаций), и получить французского «Сезара» за лучший иностранный фильм. Среди режиссеров США есть эксцентрики, вроде Тарантино, которые отвергают саму идею использования их творчества для продвижения какого-то товара или торговой марки. Но практика размещения брендов в кино успешно продолжается. Отрицательное отношение российской публики к такой рекламе, вплоть до предложения законодательно запретить, – это скорее результат неумелого ее использования.