Рецензия: «Вальпургиева ночь» Марка Захарова

Веничка Ерофеев, 40 лет назад написавший поэму «Москва-Петушки», с течением времени стал мифом. Марк Захаров, еще при жизни ставший легендой, признавался, что о Венедикте Ерофееве узнал довольно поздно. А пристальное внимание обратил на его необыкновенную творческую жизнь после того, как прочел в прессе, что жители Петушков хотят поставить памятник девушке Афродите, которая еженедельно встречала героя «Москва-Петушки» на перроне. И лишь спустя годы режиссер решительно взялся за изучение творчества «человека-мифа» и поставил на сцене «Ленкома» спектакль по произведениям Венедикта Ерофеева. Назвал его «Вальпургиева ночь». У Венечки есть такая пьеса, не очень-то известная широким массам.

Главное действие спектакля в основном проходит в том самом знаменитом поезде «Москва-Петушки» - но не только. Как и в первоисточнике, в спектакле режиссер позволяет себе игру со временем, то есть перемещение во времени главных героев. Потому и взял это название, «Вальпургиева ночь» - обобщающий термин, который вмещает в себя многие фантасмагорические изменения со временем. Вальпургиева ночь в дословном переводе с немецкого означает «ночь ведьм». Согласно русскому поверью, в эту ночь бывают сборища ведьм, оборотней, и даже сам царь темных сил Сатана в образе козла с черным человеческим лицом восседает на троне посреди этого собрания. Ничего этого у Марка Захарова формально нет, но мысли такие невольно в голову приходят.

Зато в спектакле есть ангелы - полноправные герои действа, центром которого стал сам Веничка. На эту роль режиссер пригласил артиста МХТ имени Чехова Игоря Миркурбанова, который, кстати, занят еще в одной ленкомовской постановке, правда, у другого режиссера. «Веничка Ерофеев — мифологический образ, - считает актер. - Он у каждого свой, но, тем не менее, существует его фонетика, поэтика. Есть его невероятно парадоксальный, щемящий и трогательно трагически фарсовый взгляд на нашу действительность, связанную с какими-то проявлениями русского характера, который нас и удивляет, и восхищает, и огорчает».