Не дошедшая до нас шутка

Новую пьесу Тома Стоппарда ждали без малого десятилетие – с 2006 года, когда в Лондоне состоялась премьера его “Рок-н-ролла”. Знаменитый британский драматург мало рассказывал о своих замыслах, лишь сетовал, что работа над очередной вещью движется медленно. Наконец главный режиссер Национального театра Николас Хайтнер установил крайний срок, сообщив, что уходит из театра и хочет напоследок поставить Стоппарда. “Сложная проблема” посвящена вопросам, изучаемым в эволюционной биологии, нейропсихологии и философии. Те, кто мало-мальски разбирается в этих дисциплинах, посмотрев пьесу, заявили, что автор недостаточно глубоко интерпретирует современную науку; любители театра, напротив, обвинили Стоппарда в излишнем наукообразии, ради которого он пожертвовал старой доброй драмой.

Хилари – студентка университета, затем сотрудница Института исследований мозга – занимается психологией. Занимается даже в тех сценах, где лежит в постели со своим преподавателем или на коврике для йоги в позе, предписанной инструкторшей. Она верит в Бога и ежевечерне молится ему, прося о чуде: пусть ее дочери, от которой она отказалась, живется хорошо. Еще она верит в альтруизм и считает стремление к добру неотъемлемой частью человеческой природы. Хилари окружают коллеги, закосневшие в своем материализме. Неспособный устоять перед ее чарами Спайк объясняет ей, что сознание и “эти три фунта серого вещества” – одно и то же; что всякий альтруизм, включая материнскую любовь, есть лишь борьба за выживание собственных генов; и что в научных дебатах слову “добро” не место. Амал, работающий над проблемами искусственного интеллекта, пытается убедить Хилари в том, что компьютер способен думать не хуже человека. Практикантка Бо пишет за героиню математические формулы, в которых та не сильна, и проводит эксперимент, результат которого – оказывается, человек рождается хорошим, но с годами становится все хуже и хуже – поначалу радует Хилари, пока не выясняется, что данные подтасованы.