Критик Антон Долин — о кино 90-х

Я считаю «Жмурки» одной из лучших картин Балабанова, одной из самых важных и самых недооцененных. Поэтому тема, которая давно меня беспокоит, — это некая переоценка фильма.

Кино практически единодушно было принято негативно: критика была очень жестка к режиссеру, фильм восприняли как попытку Балабанова после неудачного периода в жизни вернуться к успеху своих наиболее хитовых картин «Брат» и «Брат-2», то есть как попытку спекуляции, в том числе на жанре и на Тарантино.Вообще, штамп, что это «тарантиновщина», моментально прилепился к фильму и не отлепляется до сих пор. К сожалению, тут есть два отягчающих обстоятельства: Балабанов сам неоднократно говорил о том, как ему дорог фильм «Криминальное чтиво», и в фильме есть конкретная цитата из Тарантино — это кейс, за которым все охотятся, и, разумеется, центральные образы двух киллеров и их босса. Фильм ругали за его грубость, прямолинейность и натуралистичность; ревизионистский смысл «Брата» был очевиден почти всем зрителям, а в «Жмурках» этого почти никто не почувствовал.Сейчас значимость фильма как в контексте творчества Балабанова, так и вне его растет. Во-первых, это первая прозвучавшая картина в новом российском кино, которая вводит термин «90-е», смотрит назад в 90-е и выносит на постер «Для тех, кто выжил в 90-е». Мы видим эти годы как те самые «лихие», в которые они превратились с легкой руки пропаганды журналистов и других людей, любящих использовать штампы.В начале фильма, которому обычно не придают значения, считая некой шуткой, мы видим, как преподавательница в институте рассказывает о первоначальном накоплении капитала. Ничего хорошего мы о ней сказать не можем, особенно потому, что она не отпускает молодого человека в туалет. Краски сгущены, разумеется, это карикатура. Еще мы видим, насколько миражно противопоставление 90-х и сытых, спокойных нулевых, когда студенты без угрозы, что кто-то пустит им пулю в голову, могут сидеть в университетской аудитории.

Комментарии
Комментарии