На ощупь

Создание кино – процесс долгий, кропотливый и обычно тщательно спланированный. Однако нет правил без исключений – некоторые картины запускаются в производство не только недоукомплектованными актерами, но и не имеющими окончательного сценария. Всегда ли это сулит фильму проблемы или большими деньгами можно стереть любые шероховатости? Мы вспомнили некоторые картины, которые режиссеры начинали снимать, не имея готового скрипта, и выяснили, что единых стандартов здесь не существует. Искусство и творчество тем и хороши, что заверенная студией распечатка сценария не всегда является обязательным атрибутом коммерческого успеха или признания критиков и зрителей.

13. Касабланка (1942)

С самого начала «Касабланка» не представлялась студии Warner Brothers чем-то интересным, обычное околовоенное кино, которое должно было собрать скромную кассу на волне интереса к конференции союзников и высадке войск на севере Африки. И хотя сюжет фильма основывался на пьесе, сценарий картины не был закончен даже наполовину, когда в мае 1942 года съемки стартовали. Шедевром ленту сделали режиссер Майкл Кертиц, блистательные Хамфри Богарт и Ингрид Бергман в главных ролях и продюсер Хэл б. Уоллис, не просто собравший на площадке отменную команду, но и принявший непосредственное участие в доводке десятки раз переписываемого сценария. Говорят даже, что знаменитые слова «Луи, мне кажется, что это начало прекрасной дружбы» принадлежат перу Уоллиса. Утверждать не станем, но охотно поверим в эту красивую легенду.

12. 8 с половиной (1962)

Виртуоз кинематографического искусства Федерико Феллини вообще редко доводил сценарии до ума, но его картина «8 ½» является самым ярким примером того, как без готового скрипта может быть создан шедевр, неподвластный времени. Один только факт того, что уже на этапе препродакшена Феллини вдруг решил полностью сменить концепцию фильма, говорит о многом, и именно этот поворот отражен в сюжете – Гвидо Ансельми теряет интерес к фильму, который начал снимать. Актерам, впрочем, такая манера съемок была не особенно удобна, часто в сценарии даже не было диалоговых листов, Марчелло Мастроянни и его женщины порой просто болтали в кадре на отвлеченные темы, а затем эти кадры были переозвучены на монтажном столе. У иного автора такие фокусы привели бы к провалу, но в том и заключался талант Феллини – все, за что он брался, превращалось в золото, даже если он творил это золото не по инструкции.

Комментарии
Комментарии