Быть может, я картонный герой, но я принимаю бой.

Создатели новой «Молодой гвардии» уже давно выступили с ожидаемым заявлением о том, что их картина не имеет ничего общего ни со снятым в 1948 году одноименным фильмом Сергея Герасимова, ни с легшим в его основу одноименным же романом Александра Фадеева, вышедшим в 1946-м. Это – общая практика. Вот и режиссер Ренат Давлетьяров говорил в каждом своем интервью о том, что его «А зори здесь тихие» совершенно самостоятельное произведение.

Однако от сравнений все равно не убежать. И эти сравнения часто работают не в пользу новинок.

Говорить о сюжете в данном случае – задача неблагодарная. История молодогвардейцев известна абсолютно всем, кто учился в советской школе (монолог Олега Кошевого, начинающийся со слов «Мама, мама, я помню руки твои с того самого мгновения…» отлетает от языка до сих пор). В новом сериале, по большому счету, ничего не изменилось, да измениться и не могло: есть шахтерский городок Краснодон, 1942 год, немцы, оккупация, зверства и – главное – мальчики и девочки, ценой своей жизни вставшие на борьбу с врагом. Да, здесь несколько смещены акценты: мы-то привыкли, что главный – Кошевой, а тут оказывается, что Третьякевич, мы-то думали, что весь советский народ в едином порыве, ан, нет, и среди своих подонков хватало. Но не в этом суть.

Дело – в мелочах, которые и определяют отношение зрителя к фильму. И тут, пожалуй, основное, о чем необходимо сказать, это герои и их не поступки, но – слова.

Любой сериал ведь, как и картина, основывается вот на этом – сопереживании персонажам. А тут – нет. Не сопереживается совершено – как, кстати, и девочкам из новых «А зори здесь тихие». У актеров есть игра, а жизни… жизни нет.

Вот Виктор Третьякевич, в исполнении Никиты Тезина похожий на робота.

Вот Сергей Тюленин, в исполнении Юрия Борисова напоминающий гопника.

Вот Любка Шевцова, какая-то неестественно чистенькая, и Ульяна Громова, какая-то излишне глуповатая.

И ты смотришь на них, и… внезапно понимаешь ужасное, на самом деле: вот эти звери, эти немцы, которых надо ненавидеть… они же в фильме куда симпатичнее, человечнее, объемнее, интереснее.

Комментарии
Комментарии