Рецензия: «Дорога на Берлин»

«Дорога на Берлин» — фильм, пусть и при­уроченный к дате, 70­-й годовщине По­беды, но в отличие от прочих картин «по случаю» случайным не кажется. В основе сценария Евгения Никишова («Исчезнувшая империя») — по­весть Эммануила Казакевича «Двое в степи», дополненная фрагментами из военных дневников Константина Симонова. В 1948­-м критика ругала произведение Казакевича, в 1962­-м — его экранизацию в постановке Анатолия Эфроса. Тот фильм сочли слиш­ком мрачным и попросили режиссера изменить финал на более оптими­стичный, которому в итоге публика не поверила…

Карена Шахназарова эта предыстория не отпугнула. Вдохновленный успехом картины Николая Лебедева «Звезда» (2002), продюсер решился повторно обратиться к творчеству Казакевича. На должность режиссера Шахназаров пригласил Сергея Попова, выпускника своей мастерской во ВГИКе, поверив в то, что он достойно справится с матери­алом. И разувериться в этом нет при­чин ни у мастера, ни у зрителей.

«Дорога на Берлин» — это, по су­ти, судьба человека. Молодого офи­цера связи Сергея Огаркова (Юрий Борисов), не сумевшего доставить важный приказ в дивизию, как преда­теля приговаривают к расстрелу. Для утверждения и исполнения пригово­ра его отправляют в штаб фронта — в сопровождении конвоира Джурабае­ва (Амир Абдыкалов).

Солдат, действующий по прика­зу, и ослушавшийся приказа офицер будут идти поневоле одной дорогой. Дорогой, которая проверяет не толь ко на выносливость, но и на подлость. Дорогой к Победе, с которой нельзя свернуть. Пойдут они сначала друг за другом, затем — рука об руку, в бою, в пыли, в крови.

Кажется, создатели не ставили пе­ред собой традиционный для кино воп­рос: «Чем удивлять будем?» Здесь нет особых спецэффектов, трюков, «крюч­ков» и медийных лиц. Нет даже музы­ки, кроме музыки войны: выстрелов, разрывов, криков и тишины над наско­ро похороненными однополчанами.

Комментарии
Комментарии