Обратная сторона главных героев «Служебного романа»

Фильм Рязанова — классическая комедия характеров, когда юмористический эффект (и отчасти развитие сюжета) обусловлено тем, что главные герои на самом деле не такие, какими кажутся вначале и какими их считают окружающие. По замыслу режиссера и сценариста, «недотепа» Новосильцев оказывается «мужиком с характером»; «мымра» Калугина — несчастной женщиной, страдающей от одиночества; обаятельный карьерист Самохвалов — редкой сволочью, а образцовая жена и мать Оленька Рыжова оказывается способна на пылкую запоздалую страсть. Главный «несовпадамс» внешнего и внутреннего демонстрируют, конечно, Калугина и Новосильцев, и их же очень интересно проанализировать под менее традиционным углом зрения. Что до традиционного, то там все ясно: «Моей душе покоя нет,

Весь день я жду кого-то», и «Через девять месяцев у Новосельцевых было уже три мальчика».

Начнем с Людмилы Прокофьевны Калугиной — так будет смешнее.

Как сообщают зрителю уже в первые минуты фильма, «Людмила Прокофьевна приходит на службу раньше всех, а уходит позже всех, из чего понятно, что она, увы, не замужем». Конечно, что если б так вел себя мужчина, он болел бы душой за порученное ему дело, а женщина что? женщине тупо некуда себя девать. Но это так, лирика. Зрителя подготавливают к тому, что бедному Новосельцеву придется вступить в контакт с ужасной «мымрой». По авторитетному мнению Новосельцева, он «для нее ноль, пустое место. Впрочем, как и все остальные».

В последующих сценах с Самохваловым и Новосельцевым Калугина и впрямь ведет себя вопиюще неженственно: не отвлекается на чепуху, которую городит Самохвалов, говорит сжато и по сути, и, о ужас, позволяет себе обозвать милого недотепу Новосельцева «ротозеем». Она отчитывает его за промах, и видно, что ей плевать, что у него там внутри, какая душевная боль. Чё там — как мужик она себя ведет, что, разумеется, недопустимо. Как в сердцах замечает Новосельцев: «Она не женщина, она директор!»

Комментарии
Комментарии