Рецензия: «Единичка» с Андреем Мерзликиным

Август 1944 года. Советские войска освобождают Польшу. Только что прибывший на фронт лейтенант Егоров получает приказ: взять под командование артиллерийское подразделение, занять стратегически важную позицию и во что бы то ни стало удержать мост, который должен стать местом переправы основных военных сил.

Над мостом возвышается древний монастырь, где укрылась чудом выжившая после налета роты СС монашка с группой глухих сирот. Егоров понимает, что его задача резко усложняется, — ведь теперь он должен печься о здоровье не только своих солдат…

Авторы картин, поставленных на основе исторического материала, в ответ на упреки в искажении реальных фактов обычно отмахиваются: мол, у нас художественный фильм, а не документальный — имеем право на некоторые допущения. У режиссера «Единички» Кирилла Белевича необходимости отбиваться от атак специалистов по истории Второй мировой нет никаких.

Фильм снят по мотивам повести Александра Николаева «Мы все, не считая детей», которая в свою очередь описывает события, пережитые писателем-фронтовиком на войне. В кадре настоящий польский замок, поляки играют поляков (и дети на самом деле глухие!), немцы — немцев. Танки, артиллерийские орудия, машины — все аутентичное. В конце концов, на площадке работал военный консультант, на чем у нас, как известно, тоже нередко экономят.

Впрочем, в погоне за скрупулезным следованием реалиям можно легко уйти в псевдодокументалистику — сухую и отстраненную. Белевич же, наоборот, умело заставляет зрителей сопереживать его героям, используя подчас пусть и прямолинейные, как выстрел в упор из артиллерийского орудия, но совершенно беспроигрышные приемы. Чего стоит хотя бы само появление в сюжете горстки испуганных маленьких глухонемых сирот! Надо быть бесчувственным пнем, чтобы остаться равнодушным к их судьбе.

Комментарии
Комментарии