Алексей Учитель: «В самой жуткой драме нужен хотя бы лучик надежды»

— Алексей Ефимович, чем вас так заинтересовала история балерины Матильды Кшесинской?

— Идею фильма о Кшесинской мне предложил артист Владимир Винокур более трех лет назад. Правда, не оставляли некоторые опасения, поскольку для меня это вторая картина о балерине (первой был полнометражный игровой дебют Алексея Учителя «Мания Жизели» — лента, посвященная жизни Ольги Спесивцевой, одной из величайших русских балерин XX века. — THR), а войти в одну реку дважды нельзя. Я сразу решил, что не буду снимать байопик. Тем более что меня интересовала не столько сама Кшесинская, сколько фигура Николая II, с которым ее связывали романтические отношения. Мне кажется, у нас совершенно неправильное представление о нем — как о человеке слабом, безвольном… На самом деле Николай был очень одухотворенной, талантливой личностью, никогда до него Россия не была такой мощной и богатой. Мне не давала покоя мысль, что Матильде, этой хрупкой женщине, было по силам повернуть историю нашей страны в совершенно иное русло. Это вполне реально. И конечно, привлекал классический мотив выбора между любовью и долгом, который пришлось сделать царю. Мои герои оказываются в ситуации, в которую никогда раньше не попадали, они не знают, как себя вести. Вот это состояние, когда человек вынужден практически вслепую двигаться вперед, — одна из ключевых тем во всех моих картинах.

*— Николая II у вас сыграл иностранный актер… *

— И не только его! Немца Ларса Эйдингера мы изначально планировали взять на роль доктора Фишеля. Но, когда он приехал, я только на него взглянул и сказал: «Загримируйте-ка его под Николая!» Проба получилась очень интересной, даже на английском языке. А Фишеля у нас играет прославленный театральный режиссер Томас Остермайер, чем я очень горжусь. Это его актерский дебют — мне пришлось его уговаривать.

Комментарии
Комментарии