10 главных фильмов Кинотавра

Максим Сухагузов, вернувшись с «Кинотавра», составил для «Афиши» свой список лучших фильмов, им там увиденных. Это русское кино и будут обсуждать весь следующий год.
10 главных фильмов Кинотавра

«Про любовь» Анны Меликян

Главный приз

Триумфатор фестиваля, показ которого в последний конкурсный день сопровождался аплодисментами, хохотом и всеобщей любовью. Организаторы, конечно, предугадали такую зрительскую реакцию, предусмотрительно подложив бомбу в конце фестивальной недели, когда на фоне общей усталости и растерянности от конкурса захотелось глотка свежего воздуха. Анна Меликян — одна из немногих русских режиссеров, которые чувствуют своего зрителя, она идеально совмещает сеансы психоанализа с пошлым языком клипов и глянца, а самое главное — любит и умеет снимать Москву. Киноязык Меликян, помноженный на легкость альманаха и весь цвет актеров русского кино, становится единственным актуальным голосом русского арт-мейнстрима. Получается нестыдный вариант фильма «Москва, я люблю тебя». Забавно, что воплощением иррациональной любви к Москве здесь становится туристка-японка, которую возбуждают русские мужчины и все русское: в ее устах даже «Гоп-стоп» становится песней о любви.

Конечно, за всем этим пространством бизнес-центров, «Стрелки» и картинок, пропущеных через фильтры инстаграма, тоже угадывается тема побега от реальности. Герой Цыганова, как и члены «Тряпичного союза», борется с уродливостью пространства, рисует девушек на стенах и хочет снести неугодный памятник Петру I (на фестивале Меликян вместе с Местецким сложились в какой-то мини-тренд ненависти к этому монументу). Героиня Шалаевой прячется от серости жизни под цветной маской персонажа аниме, отказываясь от своего имени и даже перетягивая на свою сторону полицейского Равшаны Курковой. Рефреном через весь альманах проходит лекция Ренаты Литвиновой, которая объясняет, что в состоянии влюбленности человек перестает воспринимать все адекватно. То есть любовь — это тоже некий прыжок в параллельную вселенную, как и кино, так что кино и любовь здесь становятся синонимами.

«Тряпичный союз» Михаила Местецкого

Приз «За лучшую мужскую роль»

Дебют автора короткометражек «Незначительные подробности случайного эпизода» и «Ноги-атавизм», солиста группы «Шкловский», сценариста «Легенды №17» — заранее обласканного критикой Михаила Местецкого. Он делал это кино так долго, что его жена Нигина Сайфуллаева успела дебютировать с «Как меня зовут» на «Кинотавре» годом раньше, хотя снимали они параллельно друг другу. Выросший среди арт-группы «Радек», Местецкий носился с этой идеей много лет, пока не встретил продюсера Романа Борисевича запустившего «новых тихих» Хлебникова, Сигарева и Попогребского. Но Местецкий встает в один ряд с «новыми смешными» — в «Союзе», например, чувствуется духовное родство с «Шапито-шоу» (а Сергей Лобан помогал снимать фильм).

Комментарии
Комментарии