Шоу Полуниной: за что Минкульт запретил фильм «Варя»

В прокат не выйдет документальный фильм «Варя» режиссера Алены Полуниной о приключениях либералки Вари на Украине 2014-го. Минкультуры отозвало его прокатное удостоверение с формулировкой «освещение экстремизма».
Шоу Полуниной: за что Минкульт запретил фильм «Варя»

Этот подвох есть в любом рецепте успеха: он срабатывает только один раз. Заранее тревожно за Тимура Бекмамбетова, уже готового запустить разножанровую (и дьявольски остроумно придуманную) линейку десктоп-фильмов, все действие которых будет разворачиваться на мониторе компьютера, а бюджет — сводиться к смешным цифрам. За эпигонов и других жуликов не тревожно совсем: прогорят — туда им и дорога. Пока что же «Убрать из друзей» — феномен. Молодежный хоррор снят за 120 тысяч долларов, в прокате собрал уже около 50 миллионов, и эта цифра далеко не окончательная. В основе, как бывает всегда, не какой-то экономический трюк, а блестящая в своей простоте идея. Мы живем не первый год, почти круглосуточно уставившись в экраны наших гаджетов — компьютеров, планшетов, телефонов: так почему бы не снять фильм, где вся драматургия и саспенс уместятся на одном мониторе? «Убрать из друзей» — именно такой фильм. Скромная революция, сравнимая с не менее сенсационной «Ведьмой из Блэр», которая открыла в 1999 году эру кинематографа found footage.

Весной прошлого года охотник за революциями Алена Полунина отправилась на Украину снимать все, что движется и стреляет, а вернулась с фильмом про Варю, почти карикатурную московскую «либералку», похожую на героиню новеллы Александра Пейна из альманаха «Париж, я люблю тебя». Как и американская туристка у Пейна, Варя доброжелательна, нелепа, приехала в другую страну из любопытства и рада обманываться, пытаясь обнаружить в тяжком хаосе красоту революционного преображения.

Весной фильм «Варя» был показан на омском фестивале «Движение», в Москве и Ярославле в рамках «Проекта ДОКер» и, наконец, в российских программах ММКФ, а 3 июля Министерство культуры отозвало у фильма прокатное удостоверение.

Можно было бы предположить, что в «Варе» (как и в американском «Русском дятле», как и в «Майдане» Лозницы) слишком хорошо видно, что Украина не Россия и что многовековое оскорбительно-высокомерное отношение русских к «младшему брату» не могло не привести к недавнему болезненному разрыву.

Комментарии
Комментарии