«Убрать из друзей»: рецензия

Посмотрев фильм ужасов Тимура Бекмамбетова и Левана Габриадзе, Антон Долин разобрался, как им удалось совершить революцию и окупиться в 400 раз.
«Убрать из друзей»: рецензия

Этот подвох есть в любом рецепте успеха: он срабатывает только один раз. Заранее тревожно за Тимура Бекмамбетова, уже готового запустить разножанровую (и дьявольски остроумно придуманную) линейку десктоп-фильмов, все действие которых будет разворачиваться на мониторе компьютера, а бюджет — сводиться к смешным цифрам. За эпигонов и других жуликов не тревожно совсем: прогорят — туда им и дорога. Пока что же «Убрать из друзей» — феномен. Молодежный хоррор снят за 120 тысяч долларов, в прокате собрал уже около 50 миллионов, и эта цифра далеко не окончательная. В основе, как бывает всегда, не какой-то экономический трюк, а блестящая в своей простоте идея. Мы живем не первый год, почти круглосуточно уставившись в экраны наших гаджетов — компьютеров, планшетов, телефонов: так почему бы не снять фильм, где вся драматургия и саспенс уместятся на одном мониторе? «Убрать из друзей» — именно такой фильм. Скромная революция, сравнимая с не менее сенсационной «Ведьмой из Блэр», которая открыла в 1999 году эру кинематографа found footage.

Неудивительно, что по воле сценариста Нельсона Гривза и режиссера Левана Габриадзе — того самого, который делал с Бекмамбетовым не слишком удачные «Выкрутасы», а как актер дебютировал в кино в роли Скрипача из «Кин-дза-дза» Георгия Данелия, — героиню хоррора зовут именно Блэр. Цитата слишком очевидна, чтобы ее комментировать, как и еще одна. Если Блэр — девушка перед компьютером, на экране которого разворачивается действие, и (как мы из этого можем заключить) «последняя выжившая» в череде таинственных смертей, то первая погибшая — ее когда-то лучшая подруга Лора Барнс, покончившая с собой при таинственных обстоятельствах ровно год назад: только ленивый ухитрится не вспомнить Лору Палмер из «Твин Пикса». Ее призрак захватил не только виртуальное пространство хоррора Бекмамбетова — Габриадзе, он владеет умами и царит повсюду на протяжении последней четверти века. Но поражает не это, а уместность новой Лоры в вынужденно плоских — и все-таки многомерных — декорациях «Убрать из друзей».

Комментарии
Комментарии