Как менялись герои нашего кино: от 30-х годов до сегодняшних дней

Кинематограф — это зеркало общественной и политической жизни. В каждый исторический период в нем формируется особый тип национального героя.
Как менялись герои нашего кино: от 30-х годов до сегодняшних дней

Кинематограф — это зеркало общественной и политической жизни. В каждый исторический период в нем формируется особый тип национального героя, который воплощается на экранах на радость зрителю или на злобу дня. Мы попытались вспомнить, какими были главные герои советского и российского кино начиная с 30-х годов и заканчивая сегодняшним днем.

1930-е

Советское кино 1920-х годов было порождением авангарда в искусстве и по своему складу не было рассчитано на отражение чаяний массового зрителя. Кроме того, оно было немым — все это сильно затрудняло формирование какого-либо архетипического образа в фильмах той эпохи.

В начале 30-х годов в кино приходит звук — герои получают возможность говорить, а сценаристы и режиссеры — вкладывать в своих персонажей совершенно определенные черты характера и убеждения. Кроме того, потребность власти в идеологической пропаганде и массовый приток зрителей в кинотеатры, связанный с урбанизацией, поднял киноиндустрию в СССР на совершенно новый уровень.

В образе героя 30-х годов можно выделить два, кажущиеся на первый взгляд противоположными, начала. Первое проистекает из общественно-политического устройства страны, государственной пропаганды и установки властей на соцреализм в искусстве.

Типичный герой, олицетворяющий идеалы 30-х годов — это открытый и даже слегка наивный пролетарий (иногда — интеллигент), безоговорочно верящий в светлое будущее своего государства.

Такой герой нередко становился жертвой неких злых сил, которые воплощались в виде «врагов советской власти» — кулаков, иностранных шпионов, остатков буржуазии. Если фильм был про революцию, то в этом случае врагов даже не надо было выдумывать.

Борьба между насаждаемыми пропагандой врагами и государством вторгалась даже в самые личные стороны жизни. К примеру, врагом часто вдруг оказывался близкий родственник или друг. В таком случае герою предстояло сделать нелегкий, но неизбежный для фильма 30-х годов выбор — идти стучать в органы.

Комментарии
Комментарии