Хакеры в кинематографе: от «Военных игр» до «Мистера Робота»

В российском прокате идет лучшая документалка прошлого года «Citizenfour», а по ТВ хакерская группировка «Мистера Робота» объявила войну западной цивилизации.
Хакеры в кинематографе: от «Военных игр» до «Мистера Робота»

«Военные игры» («WarGames», 1983)

Желая впечатлить симпатичную одноклассницу, юный хакер Дейв (Мэттью Бродерик) сначала мухлюет с оценками по биологии, а потом внедряется в сверхсекретную оборонную систему и запускает игру «Глобальная термоядерная война», угрожающую обернуться катастрофой уже в действительности. Перед этой перспективой пасует даже самый иезуитский ум: героям берется помогать создатель машины Стивен Фолкен, который после смерти сына относится к человечеству как к преходящему биологическому виду. Наивный сюжет первого по-настоящему популярного (три номинации на «Оскар», включая «Лучший оригинальный сценарий») фильма о киберпреступлениях не должен вводить в заблуждение. Проблематика самосознания искусственного интеллекта и человеческого поведения в экстремальных обстоятельствах, вроде как с блеском обыгранная еще кубриковскими «Комической одиссеей» и «Доктором Стрейнджлавом» соответственно, здесь обретает неожиданно злободневное пацифистское содержание. В «Военных играх» математически доказана безвыигрышность любой сколь-нибудь крупной международной конфронтации: современное вооруженное столкновение не шахматы, но немудреные крестики-нолики, которые неизбежно заканчиваются ничьей, то есть взаимным уничтожением.

«Тихушники» («Sneakers», 1992)

Типологически «Тихушники» стоят в ряду классических фильмов-ограблений в диапазоне от оригинальных «Одиннадцати друзей Оушена» до польского «Ва-банка»: здесь тоже действует команда авантюристов узкой специализации, проворачивающая замысловатую аферу, и хакер — лишь элемент общего механизма. Участие Редфорда, как обычно, придает картине политическое измерение: поместив криминальную интригу в мир только-только закончившейся холодной войны, режиссер Робинсон («Поле чудес», «Цена страха») сохраняет атмосферу взаимного недоверия и попутно вводит важный для жанра мотив — компьютерные технологии как средство пересмотра миропорядка.

Комментарии
Комментарии