5 фильмов о философии власти

Кино, показывающее, почему важно мыслить о политике и почему такое мышление касается каждого, рекомендует философ Кирилл Мартынов.
5 фильмов о философии власти

Одно из распространенных заблуждений заключается в том, что философия занимается вещами отвлеченными, никак не связанными с реальной жизнью людей.

Соответственно, чтобы понимать философские теории, якобы требуются примеры, которые никак не пересекаются с нашим опытом о мире. Политическая философия позволяет наглядно опровергнуть эту конструкцию. Во-первых, все политические идеи, смыслы или ценности, которые существуют в современном мире, изобретаются философами, а затем становятся реальностью, в которой мы живем, — так было с демократией, правами человека, феминизмом, национализмом и космополитизмом. Во-вторых, думать, как политические философы, нам приходится постоянно, если только мы хотим вообще быть свободными людьми, отдающими себе отчет в том, что происходит в мире. И это мышление имеет богатую традицию визуализации — в частности, оно представлено в кинематографе. В этой подборке я выбрал фильмы, которые производят сильное эстетическое впечатление и заставляют зрителя усомниться в природе собственных политических убеждений. По случайному совпадению эти фильмы касаются вопросов насилия, справедливости, войны и полномочий государственной власти. А может быть, и не по случайному.

Дневники мотоциклиста

“Diarios de motocicleta”, реж. Вальтер Саллес, 2004

Молодой врач Эрнесто Гевара де ла Серна, еще не ставший революционным вождем Че Геварой, путешествует по Южной Америке на мотоцикле. Роуд-муви говорит со своим зрителем языком актуального кинематографа, но содержание этого высказывания оказывается парадоксальным и, возможно, неприемлемым для зрителей, свивших уютные гнезда в обществе наемного труда и капитала. На полотне южноамериканских пейзажей рассказана история человеческого отчаяния и жадности, абсурда существования национальных границ. «Дневники мотоциклиста», по сути, сообщают, что жить в современном мире, не пытаясь его изменить, невозможно, и являются визуализацией истории о том, как люди становятся коммунистами и (по)читателями авторов вроде Хомского.

Комментарии
Комментарии