Кадры вмещают все

В российский прокат вышла «Соль земли» — документальный фильм Вима Вендерса, посвященный бразильскому фотографу Себастьяну Сальгадо.
Кадры вмещают все

«Соль земли» освещает жизнь и работу Себастьяна Сальгадо с первого и до последнего на сегодня фотопроекта, останавливаясь на самых ярких фотографических сериях, получивших всемирное признание: «Другие Америки» (1986), «Руки человека» и «Рабочие» (1993), «Земля» (1997), «Исход» (2000), «Африка» (2007), «Бытие» (2013).

Практически каждый кадр в фильме — фотография, которая по определению статична. Повествовательная динамика есть в монтаже: герои и темы любой фотографической серии, представленной в «Соли земли», подчинены жесткой (а подчас и жестокой) логике сюжета. Перед нами проект «Исход»: беженцы тутси, спасающиеся от репрессий со стороны хуту. Сначала они покидают свои дома, затем они движутся по дороге в направлении границы, потом их преследуют правительственные войска, настигают, убивают. История повторяется и в обратном порядке, словно подтверждая слова Вима Вендерса о том, что даже кинопленка не успевает за временем: тутси возвращаются и мстят хуту, снова беженцы, преследователи, убийства, только с другой стороны. В другой серии отходящая иракская армия поджигает нефтяные скважины, и на фотографиях мы видим гротескно черно-белые цветы огня, которые пытаются залить водой добровольцы-пожарные. Свой сюжет есть даже в посвященной природе серии — «Бытие», показывающей развитие жизни на Земле: хрупкие стебельки сменяются могучими стволами, вслед за ними растут и животные — от черепахи до слона и кита.

Если жизнь художника можно представить через его творчество, то в случае с фотографом каждый снимок описывает один его день. По крайней мере, именно так живет Себастьян Сальгадо, следуя максиме: ни дня без фотографии.

Комментарии
Комментарии