Алексей Учитель о судьбе кинофестивалей в России

Алексей Учитель остается действующим режиссером, поэтому нам он рассказал еще и о своем новом кинопроекте — фильме «Матильда», съемки которого сами по себе превратились в событие.
Алексей Учитель о судьбе кинофестивалей в России

«Послание к человеку»

Пять лет назад я согласился стать президентом фестиваля по просьбе его создателя, Михаила Сергеевича Литвякова, который за двадцать лет сделал «Послание к человеку» очень интересным проектом. Михаил Сергеевич посетовал, что ему уже тяжело справляться с финансовыми и организационными заботами, количество которых лишь растет вместе с успехами фестиваля. А у меня была и есть ностальгия и какие-то внутренние душевные обязательства перед документальным кино, с которым так много лет был связан мой отец, да и я сам. Поэтому я взялся, не совсем тогда понимая, во что ввязываюсь. Но теперь уже поздно отступать. (Смеется.) Фестиваль живет и бурно развивается, это я могу твердо сказать. Особенно в последние два года резко вырос уровень основного конкурса и спецпоказов, в качестве гостей к нам приезжают настоящие звезды, мы собираем очень интересных людей в жюри. Всем этим в первую очередь занимаются программный директор и арт-директор, но я сам стараюсь приглашать тех, с кем сводит жизнь, будь то Абделатиф Кешиш, Мира Наир, Билл Плимптон, Томас Остермайер.

Этот город притягивает сам по себе: как только люди слышат слово «Петербург», сразу соглашаются. И те, кто был здесь, и уж тем более те, кто не был. Меня немного огорчает, что не на всех наших показах бывает аншлаг, и в этом смысле я завидую Московскому кинофестивалю, где любой фильм собирает полный зал. Отчасти это объясняется тем, что у нас в Петербурге нет какого-то главного фестиваля, поэтому я уже давно предлагал городским властям остановиться на чем-то одном. Может, необязательно это должно быть «Послание к человеку», но с другой стороны — это самый старый, с хорошими традициями смотр.

Важно делать фестиваль, который будет интересен не только профессионалам, и как раз к этому мы стремимся. Проводить международный конкурс игрового кино, собирая фильмы ниже средней планки, бессмысленно. Мы договорились с критиком Андреем Плаховым устроить в этом году под его кураторством спецпрограмму из шести-восьми лучших фильмов прошедшего года, именно победителей ведущих кинофестивалей. Приглашение актеров-звезд и режиссеров этих лент повысит зрительский интерес. Конечно, это требует серьезных финансовых затрат, что совсем непросто в нынешних условиях, но мы будем двигаться вперед. В этом году пройдет юбилейный, двадцать пятый фестиваль, и мы знаем, как сделать его еще лучше.

Комментарии
Комментарии