Истерическая историчка

На завершившемся в Выборге фестивале «Окно в Европу» победила «Училка».

В Выборге закрылось «Окно в Европу» — фестиваль российского кино, обладающий, пожалуй, самой гибкой концепцией из всех аналогичных мероприятий. В прошлом году здесь победил задумчивый артхаус Арсения Гончукова «Сын», теперь же XXIII фестиваль совершил «полицейский разворот» лицом к массовому зрителю и осыпал водопадом призов «Училку» Алексея Петрухина — продюсера, известного своим интересом к самым разным ипостасям коммерческого кино, но в качестве режиссера психологической драмы еще не выступавшего.

Впрочем, строго говоря, жюри конкурса игрового кино «Осенние премьеры» под руководством Светланы Проскуриной вознаградило не столько режиссерские поползновения продюсера «Мужского сезона» и «Вия», сколько «безупречное мастерство, достоинство и честность» Ирины Купченко — с такой формулировкой главный приз был вручен актрисе, сыгравшей учительницу, волею обстоятельств вынужденную провести в выпускном классе своеобразный урок мужества с пистолетом в руке. Ирина Купченко, надо сказать, и правда с достоинством вышла из неловкой ситуации, в которую ее поставили авторы фильма, наделив свою героиню некоей идеологической путаницей в голове, особенно огорчительной в случае с учительницей истории, которая, начиная урок с одного исторического периода, потом перескакивает на совершенно другой, то клянет чертов ЕГЭ, то мечтает расстрелять из пулемета никчемных детишек, из которых ей так и не удалось воспитать людей. Авторам «Училки», старающимся покрыть максимальную целевую аудиторию, понравиться всем и потому наделяющим персонажей несколько противоречивыми устремлениями, не удалось развить и додумать заявленную экстремальную ситуацию куда-то дальше и глубже детской, в сущности, страшилки. Тем не менее это не помешало «Училке» победить также и в конкурсе зрительских симпатий «Выборгский счет», оттеснив на второе место «Норвега» Алены Званцовой — гораздо более внятную и связную картину, тактично и в то же время остроумно обращающуюся со скользкой гастарбайтерской тематикой.

Жюри, однако, больше понравилось, в каком ключе раскрывается эта тема в сценарии Юсупа Разыкова «Побег из Москвабада», удостоенном спецприза,— сама же картина Дарьи Полторацкой была отмечена дипломом Гильдии киноведов и кинокритиков. Вообще, суровая председатель жюри Светлана Проскурина была не очень настроена награждать режиссерские работы, тем более женские, и снизошла только до актерских. И правда, трудно было не заметить украсившую в этом году фестиваль Розу Хайруллину, которая одинаково блистательно выступает в двух фильмах: и в «Училке» в роли слегка чокнутой завучихи, хотя тут ее скорее используют как клоуна, и в «Норвеге», принесшем ей специальный приз жюри с формулировкой «за виртуозное владение жанром», хотя актрисы такой яркой индивидуальности скорее ломают скучные рамки жанра и из любого драматургического шлака делают конфетку одной своей интонацией.

Комментарии
Комментарии