Фильмы «прямиком на видео»: от позорного ярлыка до будущего кинематографа

Мы привыкли воспринимать фильмы, не попавшие в прокат, как второсортные, но времена меняются.
Фильмы «прямиком на видео»: от позорного ярлыка до будущего кинематографа

Мы привыкли воспринимать фильмы, не попавшие в кинотеатральный прокат, как нечто второсортное: если киностудия решила выпустить ленту сразу на хоумвидео, по всей вероятности, речь идет о «шлаке», который не стоит потраченного на просмотр времени или как минимум не дотягивает по качеству до своих высокобюджетных собратьев. Но времена меняются: то, что вчера считалось «отстойником для неликвида», сегодня семимильными шагами превращается в самую прогрессивную модель дистрибуции. Мы попытались разобраться, почему.

Вопреки расхожему мнению, «плохое кино» придумали выпускать сразу на хоумвидео задолго до появления DVD. С 60-х по 80-е годы, когда в США правили бал «драйв-ины» (кинотеатры под открытым небом), порнокинотеатры и маленькие «грайндхаусы», практиковавшие спаренные сеансы с разного рода трэшем (два фильма по цене одного билета), дешевые «бэшки» и разного рода «взрослый контент» не имели проблем с демонстрационными площадками. Появившиеся в продаже видеомагнитофоны быстро перекрыли этому бизнесу кислород: выяснилось, что брать кассеты напрокат куда дешевле, и смотреть такое кино можно неоднократно (не говоря о том, что, например, наслаждаться порно в своей комнате зрителю гораздо удобней, чем в зале с посторонними людьми). Кассетный бум выкосил маленькие кинотеатры подобно чуме, но «категория Б» сумела выжить за счет резкого удешевления производства: фильммейкеры стали работать не с целлулоидом, а с магнитной пленкой, что сделало релизы «прямиком на видео» вполне доходным делом (порножанр – тот и вовсе расцвел буйным цветом).

Уже тогда, в конце 70-х, крупные киностудии оценили коммерческий потенциал рынка «домашнего видео», начав потихоньку сливать туда отнюдь не дешевые фильмы с участием известных кинозвезд, в успешности которых не были уверены, – и получали вполне вменяемые доходы от продаж. Для имиджа студии было лучше сделать «тихий релиз» фильма, все еще имевшего шансы стать хитом, чем наблюдать, как картина с треском проваливается в прокате. В 80-е эта тенденция стала обычным делом. DVD же в 90-е годы просто унаследовал сложившуюся схему.

Комментарии
Комментарии