Видеосалоны 80-х/90-х

В рамках кинофестиваля «Послание к человеку» в Петербурге идет выставка «Видеосалон в Новом музее», посвященная удивительной культуре видеопоказа середины 80-х — начала 90-х.
Видеосалоны 80-х/90-х

Станислав Ф.Ростоцкий

Кинокритик, эксперт по фильмам категории «Б», программный директор выставки «Видеосалон в Новом музее», в рамках которой прочтет четыре лекции.

Видеосалоны в мою жизнь вошли зимой 88 года, когда я, семиклассник в ту пору, пришел с каникул в школу и узнал, что мои одноклассники вчера посмотрели фильм «Демоны», где на саундтреке к которому звучали чуть ли не Iron Maiden. Завидовать было некогда, и я пошел в тот же вечер в общежитие МИФИ, где увидел фильм «Идущий в огне» с Чаком Норрисом. Стоило это удовольствие рубль, и это была цена понимания того, что я буду ходить туда каждый божий день. Так и вышло. Общежитие МИФИ тогда было чем-то вроде нью-йоркской 42-й улицы — там во всех четырех корпусах было по видеосалону, крутили самые разные фильмы — по двадцать за день. Оборудование было элементарное — телевизор, порой даже отечественный, небольшое помещение, куда набивалось до сотни людей, и такой редкий, ценный прибор, как видеомагнитофон. Несколько месяцев это воспринималось как чистое чудо, а потом, когда восторг чуть поутих, я пришел в один из видеосалонов, расписанный фрагментами фильма «Звездные войны», и сказал: «Давайте я буду вам рисовать афиши». Сначала бесплатно, а потом мне положили гонорар — пять рублей в день. Отношения, конечно, были совершенно особые: когда мне исполнилось 15 лет, работавший в видеосалоне человек по имени Дрюня, внешне неотличимый от Патрика Суэйзи, сообщил, что готов устроить для меня и моих друзей специальный показ фильма «Красный рассвет» — надо понимать, что за это тогда можно было в тюрьму сесть, так как это запредельная антисоветчина. В какой-то момент я перестал просто рисовать афиши и начал рулить репертуаром в МИФИ, отсматривая все новинки, поступающие к нам с Горбушки.

Видеосалоны были очень разные — в Риге, например, мне в те же годы довелось увидеть заведение, целый день напролет крутящее ленты вроде «Секс-кухня встречает гостей». К нему с самого утра вставала очередь мужчин средних лет, чтобы зарядиться перед работой позитивной эротической энергией. А в доме отдыха писателей в Коктебеле показывали, напротив, сплошь киноклассику.

Комментарии
Комментарии