Патриарх французского нуара

Рассказа про Жана-Пьера Мельвиля, которого Тарантино называет одним из своих вдохновителей.
Патриарх французского нуара

Гангстерский фильм во Франции всегда больше, чем просто полицейские и воры — европейская культура пронизывает весь нарратив сверху донизу. Здесь приёмы из немецкого экспрессионизма, там — из итальянского неореализма, а о французском же экзистенциализме и упоминать не стоит… 20 октября 1917 года родился Жан-Пьер Мельвиль.

Многие смотрели фильм Самурай, и притом не все догадывались, что режиссером этой запоминающейся картины является мастер французского кино, повлиявший не на одно десятилетие — Жан-Пьер Мельвиль. Между прочим, Тарантино называет его одним из своих идейных вдохновителей. Наблюдательный взгляд узрит и более этого: я думаю, что и наши создатели криминального жанра не оставили французский нуар без внимания, если взять во внимание творения эпохи 90-х и ностальгирующих по ней нулевых. Мне кажется, невозможно ощущать себя по-настоящему живущим в России, не проникнувшись неким «пониманием» двойственности людей и всей окружающей среды, когда словесный «портрет» расходятся с фактами. А некоторые полюбившиеся публике образы простираются даже за рамки жанра «нуар», заимствуя детали у французского кино в целом. Например, если хотите знать, «брат» Бодрова-младшего — почти точная внешняя копия одного из образов Жерара Блана. А именно — в фильме Шаброля «Красавчик Серж»: тот же взъерошенный вид, слегка заспанные глаза и узнаваемый свитер крупной вязки, который ему так велик, что кажется, он в нём вот-вот «утонет».

Начитанные люди часто морщатся при слове «детектив», но при этом готовы смотреть и восхищаться экранизациями презираемых ими романов. То, что казалось не стоящим времени, в итоге полностью захватывает внимание: вся эта вязь из обилия героев и запутанной нити сюжета.

Загадка притягательности детектива (как в кино, так и в книгах) в том, что, при кажущейся незначительности, он таит в себе глубину, вскрывая темные механизмы общества с дотошностью сыщика.

Комментарии
Комментарии