10 главных российских фильмов 90-х

Кинокритик Денис Горелов составил личный топ этапных отечественных фильмов 90-х.
10 главных российских фильмов 90-х

«Сукины дети» (1990)
Режиссер Леонид Филатов

Первый и последний фильм гуманитария-универсала Филатова — притча о бунте марионеток за честное имя Мастера. История с отлучением от родины Юрия Любимова случилась семью годами ранее и была на слуху, так что прототипы угадывались: Гордынский (Абдулов) — конечно, Хмельницкий (его, львовянина, там еще пропиской пугают), Гвоздилова (Шацкая) — Демидова, Симочка Корзухина (имя брошенки-жены олигарха из булгаковского «Бега», между прочим! — в фильме ее играла Татьяна Кравченко) — Славина. Прочие расшифровывались не столь явно либо являли образ собирательный. Бодаться с советской властью убедительно и без последствий было утопией — поэтому Филатов создал благородный миф, заодно задав канон эпигонам. Чаемая война с братвой и мачехой-государством 90-х тоже была фикцией, так что важные фильмы десятилетия сняты в жанре сказки — героической («Брат»), потешной («Особенности национальной охоты»), государственнической («Сибирский цирюльник»). Филатов, увенчав родное сословие напрасными лаврами, решил навешать ему оплеух в следующем фильме «Свобода или смерть», грозившем стать бомбой для многих дутых репутаций, — но ослабел и лег. Так скандальная каста и осталась на самодельных котурнах, а автор — с репутацией доброго сказочника Оле-Лукойе, у которого пестрый зонтик раскрыт, а черный куда-то запропастился.

Но если кому интересно — сценарий в доступе.

«Такси-блюз» (1990)
Режиссер Павел Лунгин

Пройдисвет Лунгин всегда умел высекать искры из встреч быковатого люмпена с интеллигентным эгоманьяком и выгодно сбывать их на Запад в качестве национального колорита. Первый же его фильм о таксисте и музыканте, готовых то облобызать, то придушить друг друга, символизировал уходящую модель отношений художника с плебсом, откровенное паразитирование одного и честную душевную подзарядку другого. В нулевых креативные и уралвагонзаводские разошлись по разным углам, перестали встречаться, съехали с общей площади. «Кайфуем без тебя!» — еще орал опившийся одеколоном саксофонист бьющемуся в дверь деду-соседу. Кайфовать по отдельности не вышло, оппозиция «интеллигенция — народ» завяла, фильм остался в 1990-х и сыро мерцает оттуда иллюминацией «СССР» в окнах домов-книжек новоарбатской магистрали.

Комментарии
Комментарии