«Рюдзо и семеро бойцов» Такеши Китано: старые клячи

Антон Долин посмотрел семнадцатый фильм большого японского режиссера и заключил, что тот собрался на пенсию.
«Рюдзо и семеро бойцов» Такеши Китано: старые клячи

Новый Китано! Да неужели? Даже подозрительно: самый известный в России японский кинематографист сделал очередной фильм — и не артхаусную авангардную драму, а криминальную комедию, жанр заведомо популярный. Но ни шума, ни гама, ни мало-мальских рецензий. Впервые за долгие годы новая лента мастера не была показана на значимых фестивалях (две предыдущие побывали в конкурсе Канн и Венеции соответственно), а тихо вышла в японский прокат. Вторая прокатная премьера — российская. Похоже, у нас действительно любят Китано, как нигде.

Такое впечатление, что от здешних поклонников и собратьев по профессии отнюдь не дряхлый японец подцепил специфическую русскую болезнь преждевременного творческого старения: ну вы знаете, когда всеми любимый автор вдруг резко перестает делать актуальное кино, входя в условный пенсионный возраст (не будем указывать пальцем, но примеров в отечественной практике хватает).

«Рюдзо и семеро бойцов» Китано — тот самый случай. Здесь в помине нет восхитительного визуального формализма и монтажных экспериментов, за которые когда-то весь мир влюбился в «Сонатину» и «Фейерверк», «Кикуджиро» и «Затоичи». Перед нами история, рассказанная последовательно, довольно традиционным образом, хоть и снятая неизменно блистательным Кацуми Янагисимой, постоянным оператором Китано. Не пахнет экспериментальным куражом творческой трилогии — «Такешиз», «Банзай, режиссер!», «Ахиллес и черепаха» — или саркастической жанровой жесткостью дилогии «Беспредел» и «Полный беспредел».

Вместо этого всего, позволявшего на протяжении долгих десятилетий считать эксцентрика и самоучку Китано гением, в «Рюдзо и семерых бойцах» — элегические наблюдения за процессом старения, в который по уши погружены главные герои фильма. Восемь друзей, когда-то бывших одной бандой, наводили ужас на окрестности, но с тех пор благополучно всеми позабыты. Обнаружив, что нынешние якудза — уже не романтики с оружием в кармане, а циники-бизнесмены в законе, они пытаются объединиться вновь и бросить вызов заведомо более сильным соперникам. Зачем? Да просто потому, что на пенсии заняться больше нечем.

Комментарии
Комментарии