Хороший, плохой, свой

Многогранность русского человека в фильмах Эльдара Рязанова.
Хороший, плохой, свой

30 ноября умер Эльдар Рязанов — режиссер, который не получал престижных наград в берлинах и венециях, но зато мог смело, пожизненно считать своим самый главный приз — зрительских симпатий. Ничьи другие фильмы отечественный зритель не любил столь безоговорочно — и ни в чьих других персонажах он так часто не узнавал самого себя. Картины Рязанова и после смерти автора продолжат рассказывать нашему человеку о нем самом и о его мире — например, о вечной двойственности добра и зла в русской душе. Двойственности, которую Рязанов так наглядно доказывал в своем кино, сталкивая персонажей-антиподов и показывая, как они на деле похожи. Свидетельства тому — в галерее «Ленты.ру».

В «Берегись автомобиля» сходятся преступник-идеалист Юрий Деточкин (Иннокентий Смоктуновский) и преступник-прагматик Дима Семицветов (Андрей Миронов). Один угоняет ради справедливости, другой просто ворует, оба в итоге сядут в тюрьму — но только одному достанется зрительская любовь.

Между двумя огнями застревает пожилой следователь Мячиков в «Стариках-разбойниках»: на одном молодой блатной преемник (Андрей Миронов), на другом — лучший друг, инженер Воробьев (Евгений Евстигнеев), который предложит ради сохранения работы сфабриковать и раскрыть ограбление. Но и Воробьева, и Мячикова Рязанов все-таки отправит на пенсию — течение времени неумолимо.

Пожалуй, самые знаменитые антиподы во всем отечественном кино, Женя Лукашин (Андрей Мягков) и Ипполит (Юрий Яковлев) были своеобразной динамической парой, в которой каждый служил противоположностью друг друга. Один — эксцентричный, неустроенный романтик, другой — прагматичный, правильный карьерист, оба — две стороны одной медали, исчезнувшей советской интеллигенции 1970-х, никого из которых не получается ни в чем винить (в отличие от типовой застройки).

Новосельцев (Андрей Мягков) и Самохвалов (Олег Басилашвили), вообще-то дружат еще с институтских времен — но наиболее непохожих приятелей еще поискать: неприметный, застенчивый Новосельцев не может решиться ни на один серьезный поступок и в одиночку воспитывает двоих сыновей, Самохвалов же одним своим видом производит впечатление на женщин и купается во всеобщем обожании. Рязанов, конечно, столкнет их лбами в кульминации фильма — но к всеобщему счастью.

Комментарии
Комментарии