Кинокритик Антон Долин — о фильмах про теракты и об образе русских в западном кино

Антон Долин рассуждает, почему в фильме «Марсианин» к русским не обратились за помощью, какое русское кино ценят на Западе и когда мы будем смотреть фильмы о парижских терактах.
Кинокритик Антон Долин — о фильмах про теракты и об образе русских в западном кино

Как образ русских меняется в западном кино

Сколько-то лет назад вышел фильм Майкла Бэйя «Армагеддон», в котором был космонавт Андропов: смешной, в ушанке, но он помогал всем спастись, потому что у него была русская смекалка и несгибаемость отчаянного русского человека.

Прошло время, появился фильм «Гравитация». Там совершенно одинокая героиня залетает в космический корабль к русским. Там уже никого нет, только водка и икона, некие следы присутствия.

И вот теперь вышел фильм «Марсианин», в котором вся космически подкованная планета спасает американца, застрявшего на Марсе. Там помогают китайцы, а русских нет, как будто бы они в космос никогда не летали. Это и есть представление о нашем развитии и роли в этой области.

Китай — это второй рынок, а скоро будет, говорят, и первым. И многие фильмы снимаются и пишутся так, чтобы там присутствовали китайские персонажи для того, чтобы китайским зрителям было интереснее смотреть. Но скажу вам по секрету, Россия тоже является огромным рынком. И если вы заметили, до начала санкций и всей этой чехарды, всякие томы крузы и брюсы уилиссы приезжали к нам каждую неделю. За эти визиты звезд платились огромные деньги, ибо их фильмы собирали колоссальные деньги. Сегодня, несмотря на наступающий кризис, они собирают такое же количество зрителей, просто денег стало меньше из-за перекурсовки плюс политические отношения изменились. Поэтому стали меньше ездить.

Зато связанные с холодной войной фильмы про шпионаж сегодня без русских обойтись не могут. Я смотрел новый сезон «Родины», и там самый харизматичный злодей — это русский спецслужбист, которого играет нерусский актер. Он является неким Мефистофелем, странным образом внешне похожим одновременно на Патрушева, Сечина, Путина и Сергея Иванова. И мы видим, как все точки опять сходятся в Берлине, городе-символе разделения, европейской столице холодной войны.

Вместе с этим выходит «Шпионский мост» Спилберга, выдающаяся картина об обмене Абеля на Пауэрса, подлинная история начала 60-х годов, которая уже была рассказана советским кино в «Мертвом сезоне», который, не будем забывать, по апокрифу, стал причиной, по которой молодой Володя Путин решил идти в разведчики.

Комментарии
Комментарии