«Тихий Дон»: актеры и роли в экранизациях разных лет

За экранизацию книги брались три Сергея: Герасимов, Бондарчук и Урсуляк. Разные режиссеры, разные эпохи, но герои одни на все времена.
«Тихий Дон»: актеры и роли в экранизациях разных лет

Первая проба экранизировать роман «Тихий Дон» была сделана в 1931 году, когда Михаил Шолохов написал еще только две книги. Режиссеры Ольга Преображенская и Иван Правов сняли по своему сценарию немую версию произведения, а сам автор выступал в качестве консультанта. В результате в центре сюжета оказалась запретная страсть Григория и Аксиньи, что по тем временам было недопустимо. Ленту запретили, режиссеров изгнали из Ассоциации работников революционной кинематографии с формулировкой «за потакание мелкобуржуазным вкусам классово чуждых зрителей».

И только спустя 20 лет об эпопее вновь вспомнили. Интересно, что за экранизацию легендарного произведения (каждый в свое время) брались три Сергея: Герасимов, Бондарчук и Урсуляк. Разные режиссеры, разные эпохи, но герои одни на все времена. Кому из мастеров удалось собрать на съемочной площадке лучший актерский состав? Кто в роли Аксиньи убедительнее — Быстрицкая или Чернышова? Разбираемся в нашем обзоре.

Григорий Мелехов: Петр Глебов (1958), Руперт Эверетт (1992), Евгений Ткачук (2015)

У Шолохова: «Григорий в отца попёр: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».

В кино Петр Глебов считает день, когда был утвержден на роль Григория Мелехова, днем своего рождения. А ведь когда пошла молва о начале работы над фильмом, он даже и подумать не мог, что режиссер выберет его: «Я уже свыкся с мыслью, что рассчитывать в кино на большую роль с моим лицом нечего. Тем паче что Герасимов едва ли не месяц ни да, ни нет не говорил: убедиться хотел, что я в 40 лет могу 20-летнего сыграть. Зато в первый же день начала съемок сказал моей жене: «Он даже не представляет, что теперь будет с его жизнью!» Действительно, жизнь актера изменилась, он стал национальным героем, но так и остался актером одной роли.

Чего не скажешь про Руперта Эверетта, который приехал на съемочную площадку с личным поваром-французом и переводчицей. Правда, в Вершках — деревне, где снимали фильм, — он был наездами: две-три недели снимался и уезжал домой. Кстати, в это же время он писал роман о гомосексуалистах. И все в нем было хорошо, да только до казака не дотягивал: худой да сутулый.

Григорий Мелехов нашего времени Евгений Ткачук, кажется, олицетворяет образ, описанный Шолоховым, куда больше своих предшественников. Есть в нем и стать, и по возрасту подходит. Но только зрители ставят ему твердую «тройку»: усы наклеены, говор надуманный — как бы ни старался, не верят ему. Получается, лучшим Григорием становится Петр Глебов.

Комментарии
Комментарии