Фильм на выходные «Венсан, Франсуа, Поль и другие» Клода Соте

Совет от Станислава Зельвенского — трагикомедия с лучшими актерами Франции про друзей в кризисе среднего возраста.
Фильм на выходные «Венсан, Франсуа, Поль и другие» Клода Соте

Венсан (Ив Монтан), владелец мастерской, находится на грани банкротства — ему срочно нужно занять крупную сумму денег, а негде; жена (Стефана Одран), с которой они уже давно не вместе, неожиданно попросила развод; молодая подружка вот-вот исчезнет за углом. Поль (Серж Реджани) годами не может закончить свою книгу. Франсуа (Мишель Пикколи), преуспевающий врач, с тоской смотрит в окно на то, как его супруга (Мари Дюбуа) идет гулять с очередным любовником. Молодой Жан (Жерар Депардье) работает в мастерской у Венсана, его девушка беременна, он занимается боксом и не может решить, стоит ли подписываться на бой, который он заведомо проиграет. Каждое воскресенье несмотря ни на что они собираются у Поля в загородном доме — набираясь сил, чтобы прожить еще одну неделю.

Клод Соте, одна из самых величественных фигур французского кино, прославился парой превосходных, мельвилевского уровня триллеров («Раскаленный асфальт», «Сыграть в ящик»), но вскоре обнаружил, что ему интереснее снимать другие фильмы — тихие, прозрачные, обманчиво простые истории про людей среднего класса и среднего возраста, бизнесменов, специалистов, интеллигентов с их маленькими драмами, моральными дилеммами, разочарованиями, изменами. «Венсан, Франсуа, Поль и другие» («Vincent, Francois, Paul et les autres», 1974) — пример этого неброского, но технически виртуозного и в лучшем смысле обывательского кинематографа, развернутого к человеку на уровне глаз.

«Венсан, Франсуа…» начинается с длинной дачной сцены: пожухлая ноябрьская трава, голые деревья, дети на заднем плане сжигают сарай, актерская сборная Франции, кутаясь в кожанки и шерстяные пиджаки, гоняет в футбол. Фильм о дружбе мужчин в разгар кризиса среднего возраста понятным образом напоминает Кассаветеса (его идеально, наверное, смотреть встык с «Мужьями»), но также и — неожиданно — лучшие образцы советского застойного кино тех же лет; Соте где-то можно сравнивать, скажем, с Авербахом. Если бы среди людей, которые толпами приезжают за город к Полю, затесался Янковский в водолазке или Олег Даль в кепочке, никто бы и бровью не повел.

Комментарии
Комментарии