Гид по рождественским хоррор-фильмам

Скоро выходит «Крампус» Майкла Доэрти — фильм ужасов про злого антипода Санта-Клауса. Пользуясь случаем, «Афиша» вспомнила несколько выдающихся сезонных хорроров.
Гид по рождественским хоррор-фильмам

«Гремлины» (1984)

В осажденном гремлинами американском городке девушка Кейт говорит влюбленному в нее по уши хозяину могвая, банковскому клерку Билли, что теперь у нее есть еще одна причина ненавидеть Рождество, и рассказывает такую душераздирающую историю, что на минуту эта ироничная рождественская страшилка чуть не превращается в настоящий хоррор. Потом, впрочем, возвращается на территорию даже не то что иронии, а злейшего гротеска. В этом все «Гремлины»: комедия в них соседствует с ужасом в самых разных пропорциях.

Гремлины перекочевали в национальный фольклор Великобритании, США и Австралии благодаря одноименной повести детского писателя Роальда Даля, бывшего пилота. Изначально гремлинами британские военные летчики называли маленьких шаловливых монстров, на которых в шутку списывались неполадки в самолетах. Начинающего же сценариста Криса Коламбуса в киношколе так ночью донимали мыши, что он решил написать историю про ночных монстров, которые терроризируют не самолеты, а целый город. И тоже назвал их гремлинами. Причем в фигурах этих существ трудно было не углядеть своего рода сатиру на иммигрантов с преступными наклонностями (в 80-е на волне рейганомики и подъема неоконсервативной волны в США здорово вырос страх перед чужими). Так «Гремлины» приобрели остросоциальный подтекст, в итоге став одним из самых успешных коммерческих фильмов 1984 года. Сценарист Коламбус, режиссер Джо Данте и продюсер Стивен Спилберг ликовали. Вышедшая через шесть лет вторая часть с подзаголовком «Новенькая партия» была уже откровенно издевательской: когда героиня Фиби Кейтс во второй раз начинает там монолог про то, что у нее есть еще одна причина ненавидеть Рождество, ее уже просто обрывают на полуслове.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961)

В отличие от сделанного под художественным руководством Александра Птушко инфернального и по-настоящему жуткого «Вия» экранизация повести «Ночь перед Рождеством» из первой книги Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» выглядит не настолько пугающей. Тем не менее, поскольку это Гоголь, здесь есть место рождественской чертовщине. За демонических персонажей в фильме великого советского киносказочника Александра Роу отвечают ведьма Солоха (Людмила Хитяева) и энергичный бес (Георгий Милляр), который под Рождество всех попутал, да так что совладать с нечистой силой удалось лишь кузницу Вакуле (Юрий Тавров), который не только оседлал черта, но и принес в подарок своей возлюбленной Оксане (Людмила Мызникова) царские черевички. Обидно, что у Таврова и Мызниковой после не было не то что звездных, а вообще сильно заметных ролей в кино.

Комментарии
Комментарии