Антон Долин о Жаке Риветте, основоположнике «новой волны»

29 января ушел из жизни Жак Риветт, основоположник «новой волны».
Антон Долин о Жаке Риветте, основоположнике «новой волны»

29 января ушел из жизни Жак Риветт, основоположник «новой волны». Антон Долин вспоминает его фильмы и делится собственными чувствами от просмотра самого масштабного из них: тринадцатичасового опуса «Out 1: Noli me tangere».

Писать о Жаке Риветте ужасно трудно. С одной стороны, из всех отцов-основателей французской «новой волны» он наименее известен широкой, не синефильской, публике — не Годар, не Трюффо, не Шаброль, даже не Ромер, — и причина тому чисто техническая: многие (причем лучшие) фильмы Риветта длятся от трех часов до тринадцати. Мало какие кинотеатры были способны переварить их в будничном, не фестивальном, режиме. С другой стороны, не исключено, что именно поэтому он больше их всех вызывал не уважение и трепет, не пиетет и понимание, а именно иррационально сильную любовь. В 1956-м Риветт снял фильм, который положил начало «новой волне», — двадцатиминутный «Шах и мат», где в эпизоде снялись Шаброль, Трюффо и Годар, — и последним дебютировал в полном метре, сняв в 1960-м «Париж принадлежит нам». В середине 1960-х он возглавлял Cahiers du Cinéma. Небеспричинно считается, что Риветт единственный остался до конца верен принципам движения, ни разу не сдавшись мейнстриму, никогда не гоняясь за успехом и признанием. Он дожил до 87 лет, последний фильм снял в 81 год. Сделав больше двадцати картин, Риветт и после смерти остается универсальной загадкой.

Зрители продолжают открывать для себя его картины, и это работа на долгие годы. К примеру, самый длинный фильм Риветта и его, как считается, шедевр «Out 1: Noli me tangere» никогда не имел проката в общепринятом смысле слова. Только год назад его впервые выпустили на DVD и понемногу начали показывать на избранных фестивалях. Это ключ не то что к пониманию кинематографа Риветта — наверное, эта идеальная задача все-таки не может быть решена до конца, — но к началу диалога пока еще разрозненной публики с ушедшим уже автором.

Комментарии
Комментарии