9 позорных страниц, о которых Киноакадемия хотела бы забыть

Темные страницы церемонии, за которые киноакадемии должно быть стыдно.
9 позорных страниц, о которых Киноакадемия хотела бы забыть

Накануне церемонии награждения одним из самых значимых призов в истории кино принято с умилением оглядываться в прошлое. Журналы, интернет-порталы и телеканалы наперебой рассказывают о лучших нарядах, составляют списки самых удачливых актеров и выбирают кинокартины десятилетий и веков. «Оскар» сияет в ожидании очередного шоу. Мы, с присущим нам трезвым подходом к навязанным стереотипам, перед очередной оскаровской церемонией хотели не только напомнить о радостных минутах, но и припомнить темные страницы, за которые Киноакадемии должно быть стыдно, рассказать о тех событиях, окружавших премию, которые многие причастные хотели бы забыть.

Хичкок и Кубрик не получили «Оскар» за режиссуру

Необъяснимо, но факт: ни Стэнли Кубрик, ни Альфред Хичкок ни разу не были отмечены Американской киноакадемией призом за лучшую режиссуру. И это поразительно, ведь едва ли не каждый из постановщиков, выходивших на сцену за золотой статуэткой, называл их в числе своих учителей и вдохновителей. Хичкок пять раз претендовал на награду, но все пять раз был проигнорирован академиками, а «Головокружение», фильм, многими называемый лучшим в истории кино, и вовсе был номинирован лишь за звук и декорации. А Кубрик вообще 13 раз претендовал на награду, но лишь однажды его картина была удостоена приза киноакадемии – «2001: Космическая одиссея» получила «Оскар» за визуальные эффекты. Собственно, одного этого пункта достаточно, чтобы оценить объективность премии.

Доверенность на получение приза от Марлона Брандо

Забавный казус произошел на церемонии награждения в 1972 году, когда за свою роль в «Крестном отце» приз Американской киноакадемии достался Марлону Брандо. Знаменитый актер в этот момент находился в состоянии конфронтации с мировым сообществом (как, впрочем, и почти всегда на протяжении своей жизни) и не нашел лучшего способа общения с миром, чем отправить вместо себя на сцену индейскую девушку по имени Сачин Литлфизер, которая не преминула воспользоваться возможностью и выступила с высокой сцены в защиту коренных народов Америки. Реакция публики была сдержанной – несколько жидких хлопков и неловкое молчание, после которого Роджер Мур, объявлявший победителя, ушел вместе со статуэткой за кулисы. С тех пор Академия строго запретила любые получения наград через третьих лиц, кроме посмертных призов.

Приз Марисы Томей

Все теории заговоров держатся на небольших нестыковках и сомнительных утечках – не исключение и конспирологическая теория о том, что победителей «Оскара» назначают чьей-то таинственной железной волей. Как подтверждение предвзятости приводится случай 1992 года, когда приз за лучшую роль второго плана получила Мариса Томей, сыгравшая в картине «Мой кузен Винни». Тогда Томей была единственной американкой в списке номинанток, соседствуя с Ванессой Редгрейв, Мирандой Ричардсон и Джиной Дэвис, причем имя последней еще и было написано с ошибкой. По слухам, Джек Пэланс, зачитывавший имя победительницы, неудачно пошутил и вызвал Томей на сцену по недоразумению, а затем киноакадемия просто не смогла дать задний ход. Как бы то ни было, сейчас любые нападки в свой адрес академики отвергают, а о случае с «Оскаром»-92 стараются не вспоминать.

Споры вокруг ленты «Баскетбольные мечты»

Документальная картина Стива Джеймса «Баскетбольные мечты» стала той последней каплей, которая заставила киноакадемиков не просто с особенным уважением относиться к документалистике, но и изменить процедуру голосования за номинантов. «Баскетбольные мечты» до оскаровской церемонии уже были отмечены рядом наград, но от Киноакадемии получили номинацию лишь в категории «монтаж». Как оказалось, произошло это из-за того, что академики просто поленились смотреть 165-минутный фильм о баскетболе, демонстрация фильма для академиков завершилась через 15 минут после начала – неблагодарные зрители просто потребовали выключить проектор. Обнародование этой информации вынудило руководство изменить процедуру ознакомления с претендентами на награду. Теперь, чтобы дать свою оценку, все фильмы, сколько бы они ни длились, жюри нужно посмотреть целиком.

Лучший фильм 2006 – «Столкновение»

Лицо Джека Николсона, доставшего из конверта карточку с названием «Столкновение» на церемонии 2006 года, – лучшая иллюстрация к тому, что и оскаровские академики могут серьезно ошибаться в выборе лучшего фильма. Картина Пола Хаггиса «Столкновение» обошла очень серьезных конкурентов, уступив им во всех предстоящих главной церемонии состязаниях. Вышедшие в тот же год «Горбатая гора» и «Мюнхен» были отмечены «Золотым глобусом» и призом BAFTA, но «Оскар» достался куда более скромному «Столкновению». Поклонники кино до сих спорят, кто был лучше, «Форрест Гамп» или «Криминальное чтиво» в 1995-м, «Танцующий с волками» или «Славные парни» в 1991-м, но по поводу «Горбатой горы» и «Столкновения» двух мнений нет – это очевидный промах.

Кэтрин Бигелоу – единственная женщина, ставшая лучшим режиссером…

Кинематографический мир взорвался из-за чересчур «белого» «Оскара»? А куда смотрят борцы с сексизмом? Ведь за более чем 90-летнюю истории лишь одна женщина стала обладателем приза в категории «лучший режиссер», и ждать этого события пришлось до 2009 года. Неужели до появления «Повелителя бури» не было ни одной достойной постановщицы? Или Киноакадемия просто игнорирует всех, кто носит юбки и не способен отрастить внушительные усы с бородой? Впрочем, никаких особенных споров этот консерватизм по большому счету не вызывает, видимо, с текущим положением вещей согласны не только академики, но и сами кинематографисты и даже зрители.

А после Бигелоу женщин-режиссеров больше даже не номинировали

Многим награда Кэтрин Бигелоу показалась фундаментом для дальнейшего роста роли женщины в Голливуде, но на деле «Оскар» «Повелителю бури» оказался аномалией, случайностью, выбившейся из ровного течения вещей. После Бигелоу за 6 лет ни одна женщина-режиссер больше не была отмечена даже номинацией, и четыре претендентки, замахивавшиеся на награду до Кэтрин, уже не выглядят одинокими лузершами – кажется, теперь ситуация в Академии стала еще хуже. Наибольшие шансы были у Авы ДюВерней, постановщицы «Сельмы», год назад, но и ее не допустили к истинно мужскому призу. Женщинам отданы на откуп костюмы и мэйкап, нечего им претендовать на главные статуэтки. И даже не начинайте с академиками разговор на этот счет.

Джеймс Франко и Энн Хэтэуэй – ведущие церемонии

Требование омолодиться Американская киноакадемия восприняла несколько неадекватно и в 2011 году призвала вести церемонию награждения самых молодых в истории премии ведущих – пару Джеймс Франко и Энн Хэтэуэй. И это оказалось катастрофой – их перформанс стал худшим в обозримой истории церемоний. Мы даже не станем говорить об уровне шуток, между актерами просто отсутствовала не то чтобы химия, а банальное взаимопонимание. Ну а то, что даже из вступительного шоу, на подготовку которого ведущие обычно тратят львиную долю своего времени, у Франко и Хэтэуэй ничего не получилось, говорит о том, что отсутствие понимания возникло у тандема далеко не в день церемонии. Ужасающе деревянный Джеймс и отчаянно переигрывающая Энн навсегда закрыли двери в комнату ведущих для молодежи. Такое Академия не прощает.

Расистский скандал – 2016

Наконец, еще до начала церемонии этого года «Оскар» уже превратился в скандальное шоу, от которого многие предпочитают отмахнуться. Сразу после объявления номинантов мировая цифровая паутина запестрела хэштегом #OscarsSoWhite, обращающим внимание киноманов на то, что среди актеров и режиссеров на этот раз подавляюще преобладают белые американцы. Лишь режиссер мексиканского происхождения Алехандро Гонсалес Иньярриту представляет в длинном списке латиноамериканца, и это моментально вызвало протесты, вылившиеся в публичные скандальные заявления. При этом наличие чернокожих продюсера и ведущего церемонии и расовая принадлежность главы Киноакадемии обывателей ничуть не задевают – кризис уже разросся до вселенских масштабов. Сейчас режиссеры трансляции делают все возможное, чтобы исключить расовые эксцессы в трансляции, намеченной на ближайшее воскресенье, но Академия уже совершенно точно мечтает забыть 2016 год как страшный «слишком белый» сон.

Источник: Film.ru

Комментарии
Комментарии