8 учительниц, которых мы полюбили в советском кино

Самые трогательные и незабываемые образы.
8 учительниц, которых мы полюбили в советском кино

Мы любим рассуждать о том, что в школу должны идти работать больше мужчин. Но тем не менее, профессия учителя в нашей нашей стране была и остается преимущественно женской. Даже на уровне речи и восприятия: «врачиха», «повариха» и прочее коряво — и не по-русски. Ну а «учитель Ирина Владимировна», так, разве, кто-то скажет? Специально к женскому празднику 8 марта Максим Гареев собрал самые трогательные образы учительниц из советского кино.

«Весна на заречной улице» (СССР, 1956) — Татьяна Сергеевна

На вершине ностальгического топа фильм, благодаря которому в СССР и появилось само понятие «культовое кино». В этом тексте будет много риторических вопросов, и вот первый из них: разве можно забыть ту учительницу вечерней школы, сразившую наповал одного из своих учеников и по совместительству лучшего сталевара завода? Может быть, ее поведение сейчас покажется кому-то смешным, но 60 лет назад за женщин боролись. К сожалению, в дальнейшем Нина Иванова толком больше ничего и не сыграла, фактически порвав с кинематографом. Так что в памяти миллионов она так навсегда и осталась «Татьяной Сергеевной».

«Доживем до понедельника» (СССР, 1968) — Наташа Горелова

В классической школьной драме Станислава Ростоцкого образов учителей много. Но мы выбрали Наташу Горелову в исполнении Ирины Печерниковой — недавнюю выпускницу, только начавшую преподавать английский в родной школе, и безответно влюбленную в своего бывшего педагога Илью Семеновича Мельникова. Мы видим лишь нескольких дней из жизни обычной советской средней школы, но успеваем оценить накал нешуточных страстей. И образ учительницы со взором горящим, волею судьбы оказавшейся в эпицентре событий, крепко западает в душу.

«Большая перемена» (СССР, 1972) — Светлана Афанасьевна

А в этом не менее культовом телефильме о вечерней школе колоритных учителей еще больше. Но с фаворитом здесь проще: учительница русского языка и литературы Светлана Афанасьевна (Наталия Богунова) пытается скрывать ото всех свой брак с главным школьным хулиганом — Ганжой (Александр Збруев). Сами понимаете, такое скрыть просто невозможно. Да что тут рассказывать, сами все видели примерно миллион раз. Наталия Богунова после выхода этой картины сразу же проснулась знаменитой, а картина как литая вошла в пантеон советского кино.

«Ирония судьбы или С легким паром» (СССР, 1975) — Надежда Васильевна

Ну если уж «Большую перемену» видели абсолютно все, то «Иронию судьбы» и вовсе знаем наизусть. Самое народное, самое трогательное, самое новогоднее отечественное кино тоже должно быть здесь. Потому что та самая Надя, или лучше Надежда Васильевна — учительница русского языка и литературы. Образ, сложившийся из внешности актрисы Барбары Брыльской и голосов Валентины Талызиной и Аллы Пугачевой, навсегда останется в истории советского кино. Как и ее развеселых коллег-подружек в исполнении той же Талызиной и Лии Ахеджаковой, трогательно подпевавших в нужных местах во время исполнения песни про вагончики.

«Ключ без права передачи» (СССР, 1976) — Марина Максимовна

Динара Асанова всю свою, к сожалению, недолгую карьеру снимала фильмы о подростках. И несколько из них моментально стали признанными жанровым шедеврами. Для наших целей как раз подходит картина «Ключ без права передачи» о молодой классной руководительнице-бунтарке Марине Максимовне и ее взаимоотношениях с классом, директором школы, коллегами и родителями учеников. С героиней Елены Прокловой далеко не во всем можно согласиться, и далеко не всегда нужно быть на ее стороне, однако образ получился что надо. И сыграно филигранно.

«Розыгрыш» (СССР, 1976) — Мария Васильевна

Дебютная работа Владимира Меньшова — кино далеко не идеальное. Да и Дмитрий Харатьян в главной роли, если честно, заметно переигрывает. Но разве можно просто так взять и выкинуть из памяти песню «Прощальный вальс», навсегда ставшую школьным гимном? И разве можно пропустить мимо себя трогательную учительницу математики и классную руководительницу Марию Васильевну в исполнении выдающегося мастера эпизода Евгении Ханаевой?

«Расписание на послезавтра» (СССР, 1978) — Антонина Сергеевна

Эта картина не так популярна, как ее предшественники в нашем списке, но она по-своему оригинальная и запоминающаяся. Маргарита Терехова на сей раз предстает в роли учительницы русского языка и литературы, перешедшей на работу из обычной средней школы в элитную физико-математическую имени Льва Ландау. И противостояние физиков и лириков разгорается с невиданной доселе силой. Конечно, выбор исполнительницы довольно-таки необычный, особенно если учесть, какой Терехову мы навсегда запомнили. Но шаблоны иногда рвать все-таки нужно, и фильм именно этим и занимается.

«4:0 в пользу Танечки» (СССР, 1982) — Татьяна Ивановна

Если вы забыли или вовсе не знали о понятии «взять шефство», то вам сюда. В основе сюжета незамысловатая история о молодой классной руководительнице пятого «Б», над которой ее подопечные сразу же решили взять шефство. Да, разумеется, их взаимоотношения пройдут через все шероховатости и станут идеальными, но ведь мы уже больше 30 лет наблюдаем за приключениями героини Натальи Флоренской. И думаю, что наши дети тоже будут с удовольствием наблюдать.

Источник: Мел

Комментарии
Комментарии