Экскурсия по студии Уолта Диснея

Мы отправились на студию, чтобы разобраться в деталях кинопроизводства, поучаствовать в мастер-классе художников Disney и узнать, кто и как пишет сценарии.
Экскурсия по студии Уолта Диснея

Для начала небольшой экскурс в историю великого аниматора. Судьба Уолта Диснея — лучшее подтверждение тому, что американская мечта — отнюдь не всегда утопия. Уолт родился 5 декабря 1901 года в бедной семье. С ранних лет мальчик ставил перед собой смелые задачи — например, стать художником. А пока, семилетний, он рисовал комиксы и продавал их соседям. Картинки расходились на ура, веселый нрав мальчика отражался в его героях: они были симпатичными и смешными. Примечательно, что позже, когда Дисней стал знаменитым мультипликатором, бывшие соседи продавали его детские рисунки на аукционах, выручая серьезные суммы.

Детство Диснея нельзя назвать безоблачным: отец, занимавшийся мелким бизнесом, обладал деспотичным нравом и крепкими кулаками. Ни одному из детей он не дал приличного образования. В школьные годы они чаще помогали папаше, бегая по городу с ­разными поручениями, чем ­просиживали за учебниками. Но Уолт не замечал тягот. Он даже не расстраивался, когда на просьбу купить ему цветные карандаши отец отвечал грубым отказом, и рисовал где придется, например на стенах домов — мелками или палкой, вымазанной в смоле. За это ему влетало — до тех пор, пока однажды сосед, на сарае которого Уолт изобразил морду его любимой лошади, не заплатил мальчику в знак признательности 25 центов. Лишь тогда отец внял мольбам сына и купил ему набор карандашей.

Единственный брак Уолта оказался счастливым. C женой Лилиан они прожили вместе с 1925 года до самой его смерти в 1966 году. Фото: Global Look Press

Навстречу мечте

Осенью 1918 года, на исходе Первой мировой войны, 17-летний Уолт пошел добровольцем в Красный Крест. В результате он попал во Францию, где в течение года работал водителем скорой помощи. Машину он разрисовал яркими смешными картинками, служившими отличным камуфляжем.

Вернувшись в Америку, юноша открыл крошечную студию мультипликации в Канзас-Сити вместе с художником Абом Айверксом, который позже нарисует Микки-Мауса и других персонажей, ставших легендарными. Молодые люди выпускали короткие анимационные ролики с незамысловатыми сюжетами. Прокатчики с удовольствием крутили их в местном кинозале, однако заработка это не приносило, и вскоре студия разорилась. Другой опустил бы руки. Но только не Уолт Дисней! Вместе с братом Роем он переехал в Калифорнию и решил попытать счастье в Голливуде. Уолта не покидало желание обзавестись собственной анимационной студией. В итоге весь свой производственный скарб — краски, кисточки, лампы — он разместил в гараже своего дяди Роберта, пообещав расплатиться за аренду позже.

16 октября 1923 года Уолт и Рой Дисней нашли дистрибьютора из Нью-Йорка — компанию Winkler Pictures, с которой братья заключили контракт на показ сериала о приключениях Алисы по мотивам произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». (Пилотный выпуск Уолт создал еще в Канзас-Сити.) Именно этот день стал датой основания Disney Brothers Cartoon Studio. Наконец-то на банковский счет Диснея поступили первые доллары. Вскоре с подачи Роя они сменили имя на более привычное для нас Walt Disney Studios, и Рой занял в ней должность гендиректора.

Студия была построена на деньги, вырученные от проката мультфильма «Белоснежка и семь гномов». Ее главный вход украшен гигантским колпаком волшебника. Фото: WDSSPR

Творчество и бизнес

Начиная с 1927 года на студии Диснея рождаются знаменитые персонажи. Первенцем стал кролик Освальд, затем появился Микки-Маус, которого изначально хотели назвать Мортимером Маусом. На счастье, жена Уолта отговорила мужа давать своему герою такое странное имя. Первые две серии про мышонка были «немыми», Дисней так и не смог их продать (в то время звук только начинал входить в кинематограф). Но с третьей ­серии Микки-Маус заговорил и запел, причем голосом ­Уолта. Кто-то из приятелей, рассматривая рисунки мышки, увидел отчетливое сходство с самим Диснеем: «Выглядит совсем как ты: те же нос, лицо, усы, те же жесты и гримасы. Все, что ему теперь нужно, — твой голос». Уолт Дисней согласился. Первый раз самый знаменитый персонаж Диснея появился на экране в ленте «Пароходик Уилли», премьера которого состоялась в Нью-Йорке 18 ноября 1928 года. Синхронное озвучение показалось современникам революционным.

В 1932 году академики премии «Оскар» впервые отметили заслуги Уолта, вручив ему почетную награду. («Все началось с мыши», — говорил Дисней каждый раз, когда его расспрашивали о старте его блестящей карьеры.) С данного момента фильмы студии каждый год получали по статуэтке «Оскар». Дисней считается чемпионом по количеству полученных высших наград Американской киноакадемии: он взял 26 премий из 64, на которые был номинирован.

В Диснее удивительным образом сочетались творческие способности и коммерческая жилка. Когда один нью-йоркский бизнесмен предложил ему $300 за размещение изображения Микки-Мауса на авторучках, он согласился, а позже и сам занялся тиражированием всех своих персонажей. Это до сих пор приносит студии многомиллионные доходы, а вдобавок популя­ризирует героев. Но Уолт совершал и ошибки. Так случилось с авторскими правами на кролика Освальда. Та самая компания Winkler Pictures, заказавшая у Уолта производство сериала про Алису, переманила из его студии некоторых художников и начала создавать серии про кролика без участия автора. Но нет худа без добра: Дисней нанял толковых юристов и составил грамотный договор, согласно которому теперь все созданные им творения принадлежат его студии.

На мастер-классе корреспондента «ТН» учили рисовать лиса. Даже при грамотном руководстве режиссера Байрона Ховарда это оказалось сложной задачей. Фото: WDSSPR

Из зоопарка в Зверополис

Сегодня ежегодная прибыль The Walt Disney Company — $25 млрд. И приносит ее не только мультипликация, но и производство игровых художественных фильмов, телевизионных шоу, тематические парки, сувенирная продукция, узнаваемая людьми во всем мире. Так в чем же кроется секрет столь невероятного успеха?

Первостепенное значение имеет музыка. Во всех фильмах это не просто фон, а серьезная составляющая произведения. Начало было положено в знаменитой сцене из мультфильма «Пароходик Уилли», когда Микки-Маус использует других животных как музыкаль­ные инструменты, например кошачий хвост в качестве струны. В 1933 году веселая песенка из мультфильма «Три поросенка» — «Нам не страшен серый волк» — стала гимном страны, переживающей Великую депрессию.

Лучшие композиторы на долгие годы становились авторами ­музыки к картинам Disney и тем самым добавляли свои имена в летопись мирового кинематографа. Документально подтверждено: Уолт лично просил их сочинять песни, которые можно было бы легко перевести на любой язык мира. Вот секрет того, почему фильмы Уолта Диснея так горячо любимы людьми разных возрастов, культур и вероисповеданий.

Второй секрет успеха — реалистичность персонажей. Перед тем как рисовать животных, художники студии Disney тщательно изучают их повадки. Так было в 1930-х годах, когда для изображения сцены побега Пиноккио от кита художники месяцами зарисовывали движения настоящих китов, так это происходит до сих пор. При создании анимационного фильма «Зверополис», который на днях выйдет в широкий прокат, художники студии провели в национальных парках Африки полтора года! Как сильный ветер раздувает шерсть лисиц, как проявляются эмоции кроликов, как ведут себя друг с другом львы и даже под каким углом сгибает ноги жираф — все это необходимо знать авторам мультфильма, чтобы добиться реалистичности.

Над каждым анимационным фильмом работают одновременно сотни людей. Например, над созданием Зверополиса и его обитателей трудилось более 700 человек. Рич Мур, один из режиссеров анимационной комедии, рассказывает: «Создание фильма делится на два больших периода — разработку проекта и производство. Каждый из них занимает два-три года. Первая часть — работа воображения, вторая — перенос на экран всего, что мы придумали, и исправление ошибок. На этапе разработки мы пишем сценарий, делаем раскадровку истории, создаем мир, в котором живут наши герои, определяем их внешний вид, придумываем голоса. Например, на разработку одного только образа Ника Уайлда ушел год. Лис тщательно прорисовывался, мы определяли его индивидуальные черты, придумывали одежду, движения, мимику, жесты, характерные для него слова и выражения».

При создании «Зверополиса» художники студии провели в национальных парках Африки полтора года! Они наблюдали за повадками животных, чтобы добиться реалистичности.

«В отличие от игровых фильмов, анимационные создаются довольно хаотично, — признается еще один режиссер «Зверополиса» Байрон Ховард. — Нет жесткого сценария, вплоть до премьеры постоянно что-то меняется: убирается, дополняется. Даже в последние недели производственного процесса находится тысяча мелочей, которые мы хотели бы переделать». Такая динамика идет на пользу картине. К примеру, в первой версии сценария главным героем «Зверополиса» был лис Ник. Но, создав шесть различных версий рисунков, коман­да сошлась во мнении, что крольчиха Джуди — более подходящий персонаж на главную роль. Лис — просто плохой парень со своим мировоззрением. Личность Джуди куда многограннее! Она приезжает в Зверополис из провинциального городка, строит карьеру вопреки насмешкам окружающих, борется со страхами.

На студии Disney существует «Доверительный фонд» — специальная группа, занимающаяся творческой разработкой историй.

«Наравне с ветеранами студии здесь работают молодые режиссеры, сценаристы, художники-раскадровщики, — рассказывает продюсер Кларк Спенсер. — В работе мы придерживаемся четырех главных правил. Мы рассказываем старые истории для современного зрителя, наши фильмы должны быть интересны во всем мире, в них должны присутствовать великолепный юмор и глубокие эмоции, кроме того, каждая картина должна соответствовать стандартам Уолта Диснея. В нашей коман­де трудятся люди, по-настоящему преданные анимации. Большинство приходят сюда совсем юными, устраиваются сначала гидами, затем художниками, подчищающими работы других, позже — раскадровщиками. Кто-то идет в режиссуру».

Работа над ошибками

В студию не принято рекомендовать знакомых и родственников. Зато можно прийти с улицы, показать свои работы и, если их одобрят, стать членом команды. Поскольку все сотрудники компании Disney — неисправимые трудоголики, многие находят здесь свою судьбу, создают семью. Один из сценаристов «Зверополиса» — Фил Джонстон — попал в команду совершенно случайно. «Проработав 30 лет журналистом, однажды я написал сценарий неоднозначной искрометной комедии, — вспоминает Фил. — Он попал в руки одного из представителей Disney, и меня пригласили в студию. Наверное, просто понравился слог и юмор. Как я работаю? Обычно пишу несколько сцен, приношу коллегам и начинаю читать на разные голоса. Художники — человек десять — делают зарисовки. В итоге мне, жутко довольному своими творческими находками, могут сказать: «Не смешно! Без этой сцены можно обойтись» — или: «Никуда не годится!» Надо иметь толстую шкуру, чтобы спокойно воспринимать жесткую критику. Нужно либо подавать идею так, чтобы все ее восприняли на ура, либо начинать все сначала.

Корреспонденту «ТН» показали на экране две сцены, в которых крольчиха Джуди приходит после рабочего дня в свою съемную квартирку и начинает общаться с родителями через Скайп. Первый вариант выглядел так: грустная Джуди заходит, включает магнитофон со слезливыми мелодиями, смотрит на записку на столе, адресованную самой себе: «Соберись, тряпка!» На кровати — игрушки, подчеркивающие то, что малышке очень одиноко. Родители, выйдя на сеанс связи, с жалостью взирают на дочь и подбадривают: все, дескать, будет хорошо.

«На бумаге мне все нравилось, но когда я увидел раскадровку, понял: получилось настолько тоскливо, что историю можно заканчивать, развития сюжета нет», — поясняет Фил.

Тогда сценарист написал новый вариант. Джуди выходит в Скайп, и родители, поняв, что она заняла в Зверополисе не ту должность, на которую рассчитывала, начинают подтрунивать над ней. Сюда добавили крики соседей через стену и музыку из личной подборки Фила, слушая которую Джуди корчит забавные рожицы. Получилась совсем другая история! Одновременно и смешно, и интересно: что же будет дальше?

«Фильм получился совсем не таким, каким мы его задумывали на начальном этапе. Он явно лучше. Мы населили город множеством животных (64 вида млекопитающих), снабдили его деталями, о которых прежде не могли и мечтать. Мы получили абсолютно живой цивилизованный мир», — рассказывает Байрон Ховард. «Так нескромно говорить, но если бы мы были академиками кинопремии «Оскар», то обязательно отметили бы «Зверополис», — продолжает Рич Мур. — История главных героев никого не может оставить равнодушным. К тому же в фильме использованы самые последние достижения компьютерной анимации. Но и без этой премии все мы счастливы: работа над таким масштабным проектом — уже награда».

Источник: tele.ru

Комментарии
Комментарии