Почему «Дивергент» - лучшая подростковая фантастика 2010-х

Только ленивый не оттоптался на третьем фильме франшизы «Дивергент». Но на самом деле в картине полно плюсов.
Почему «Дивергент» - лучшая подростковая фантастика 2010-х

Только ленивый не оттоптался на прошлой неделе на третьем фильме франшизы «Дивергент», вышедшем в прокат, – мол, и предсказуемо все стало, и серия опять проходная, и графика какая-то совсем уж постыдная, и Шэйлин Вудли уже не та. Но давайте посмотрим на открывающуюся перед нами перспективу со стороны – можно ли что-то противопоставить постапокалиптическому Чикаго и его жителям на современном экране.

Сравните «Дивергент» вместе с нами с «Голодными играми», «Бегущим в лабиринте» или телевизионной сотней, и вы убедитесь, что с картинами Нила Бергера и Роберта Швентке нам еще повезло несказанно. В них полно плюсов!

5. Мир «Дивергента» наиболее впечатляющ.

Так уж получилось, что в новом столетии зрителей наиболее охотно пичкают фантастикой постапокалиптической. «Гостья» и «Пятая волна», «Посвященный» и «Бегущий в лабиринте», «Голодные игры» и «Сотня» – по сути, одного поля ягоды: нездоровое будущее, рухнувшая цивилизация, надежда на новое поколение. Сами по себе темы прекрасны, но вот их реализация…

Давайте отставим в сторону глубинный смысл упомянутых картин, наше мнение о них вы можете прочесть в разделе «Рецензии», а обратимся только к визуальной части, ведь кино – это в первую очередь зрелище. Так вот в этом компоненте равных «Дивергенту» нет. Пришельцы из «Гостьи» и «Пятой волны» – чушь ребячья, «Сотня» – дешевая поделка в пластиковых декорациях, «Посвященный» – лакированная ерундистика, а «Бегущий в лабиринте» – закомплексованный нелюбимый младший брат всего вышеперечисленного.

Разве что «Голодные игры» здесь стоят особняком, но вы только вспомните нелепые костюмы Панема, проиграйте в памяти пейзажи дистриктов и сравните их с четырьмя главными локациями, открытыми зрителю в «Дивергенте»: разрушенный Чикаго, зеленый пояс вокруг города, мертвые земли за стеной и биологическая база в здании аэропорта.

Вот какими видами стоит впечатляться, вот чему радуется глаз. Добавьте сюда нормальные человеческие лица, практичные костюмы и реалистичные аксессуары, и вы увидите, что будущее «Дивергента» ближе всего к возможной реальности, которой, конечно, хотелось бы избежать.

4. Авторы «Дивергента» не жмутся с экшеном.

Кто бы что ни говорил, а крайне скудный экшен – это главная проблема современной фантастики. Вы только вспомните первые «Голодные игры», все, на что сподобились авторы, – это жалкая потасовка в финале едва ли не при полной темноте. Ну ладно, Дженнифер Лоуренс – не пацанка, и в платьях у нее ходить получается лучше, чем лупить противников ногами и руками (на самом деле нет, она и в платьях заваливается), но Сирша-то Ронан почему такая ватная в «Гостье»? Где Убивашка в «Пятой волне», когда она так нужна? Ну вот разве что в «Бегущем в лабиринте» авторы сподобились хоть на какое-то движение в кадре – но то мальчиковая фантастика, там одними разговорами никак сыт не будешь.

Вот и получается, что «Дивергент» – наиболее энергичная франшиза, герои которой смело берутся за оружие и не стесняются его применять или вскакивают на замысловатое транспортное средство и отправляются в погоню. Да, безумно жалко, что экранный мир «Чикагского противостояния» остался без Джая Кортни, в «Дивергенте» исполнившего лучшую роль в своей карьере, но и без этого злодея в фильмах серии достаточно энергичных сцен с настолько наэлектризованной атмосферой, что пули в ней летят с какими-то особенными усилиями. Когда-нибудь инициативные фанаты скрупулезно подсчитают уровень насилия в указанных нами картинах, но уже сейчас можно сказать, что «Дивергенту» на пьедестале первенства крови и порохового дыма уготовано место не ниже второго.

3. Взрослый актерский состав «Дивергента» внушает восторг.

Сразу оговоримся, что соперничать с поттерианой количеством и качеством звезд в актерском составе сегодня не может никто, но не нужно забывать и то, что «Гарри Поттер» – это британское достояние, играть в экранизации которого стало честью для англичан. У американских франшиз кастинговые достижения не столь внушительны.

Безусловно, даже для всякой «Гостьи» найдется своя Дайана Крюгер, а в «Пятую волну» обязательно позовут какого-нибудь Лива Шрайбера, однако все это лишь мертвому припарки. Существенно лучше дела обстояли у «Голодных игр», но согласитесь, ни Дональд Сазерленд, ни Джулиана Мур, ни Стэнли Туччи, ни Филипп Сеймур Хоффман особенно на съемках не напрягались. Красиво позировали, произносили пафосные речи, разбавляли застоявшийся сюжет, да, но не были двигателями действа. В «Дивергенте» же все иначе.

Эшли Джадд здесь играет не просто маму главной героини, но инициатора всех событий, к которым приходит Трис к финалу третьего фильма. Кейт Уинслет в «Дивергенте» не просто злой гений – это настоящий серьезный противник главных героев, противостояние с которым держит в напряжении зрителя до самых последних кадров. Тихая милая Наоми Уотс в фильмах Швентке – безумный лидер повстанцев-изгоев, жестокая и бездушная. Округлая и мягкотелая Октавия Спенсер в «Дивергенте» решительна и сурова. Даже Джефф Дэниелс для нового фильма преобразился!

Подобный набор актеров обычно прерогатива какой-нибудь острой оскаровской драмы вроде «Игры на понижение». Здесь же не самая глубокая подростковая фантастика, и сотрудничество со столь мощными актерами явно идет «Дивергенту» на пользу.

2. «Дивергент» – лучшее кино для девочек.

Впрочем, взрослые актеры – это для зрителей-пенсионеров, а у «Дивергента» аудитория совсем иная, фильмы Бергера и Швентке адресованы самой нежной группе посетителей кинотеатров – девочкам-подросткам. Другие ленты и франшизы, нами здесь уже упомянутые, были направлены в ту же аудиторию, но только «Дивергент» расчехлил самый большой калибр в бою за зрительниц пубертатного возраста. Разве мог похвастать столь неприкрытой сексуальностью «Гарри Поттер»? Неужели кто-то всерьез считает милым Лиама Хемсворта? Сможет ли кто-то без подсказки вспомнить лицо Дилана О’Брайана? Хоть и адресованы были предыдущие фильмы девочкам, а главное оружие они не использовали.

Зато «Дивергент» бьет изо всех стволов: Тео Джеймс оголяет спину, Энсел Элгорт носит элегантные костюмы, Майлз Теллер строит из себя очаровательного мерзавца, наконец, в третьем фильме каждую сцену со своим участием у коллег по картине крадет Билл Скарсгард, который обычно в кадре не произносит и пары слов. Хо-хо! Такой концентрированной сексуальности на большом экране в фильмах с рейтингом ниже R сложно вспомнить, да и на ТВ «Дивергент» легко может поспорить и с «Дневниками вампиров», и с «Настоящей кровью» – признанными «рассадниками» красавчиков. Что характерно, девушки и не скрывают, зачем им новый фильм о «чикагских пленниках», – они отдыхают глазами на сеансах медитаций с томно дышащим Джеймсом. И мы их понимаем.

1. «Дивергент» – «лавстори», которую давно ждали.

Буксующие на пороге рейтинга PG-13 фильмы часто сталкиваются с серьезной проблемой – насколько полно раскрывать чувства главных героев и на каком этапе их романтических отношений пора прикрывать если не лавочку, то шторки. Преимущество «Дивергента» над конкурентами в этой сфере заключается в возрасте Вероники Рот, автора романов-первоисточников.

Веронике сейчас всего 25, а первую книгу серии она написала четыре года назад, и кому, как не ей, знать, понимать и уметь использовать девичьи интересы в своих целях? Для сравнения: Стефани Майер – 42, Джоан Роулинг стукнуло 50, да даже Э.Л. Джеймс, автору «Пятидесяти оттенков серого», перевалило за «полтос» – что они могут понимать в современных девушках, у которых только-только случилась первая большая любовь.

Рот же юна, энергична и довольно достоверна, ее героиня – настоящая современная девушка, со своими комплексами и проблемами, но боевая, смелая и знающая цену себе и окружающим. Отсюда и отношения у нее совсем не «классические». Есть, конечно, вздохи под луной, куда же без них, а в остальном Трис сама строит свою любовь, борется за счастье и несет ответственность за совершенные поступки. Вот почему можно смело утверждать, что романтическая линия «Дивергента» – это живые чувства, для которых постапокалиптика – всего лишь фон. Любовь Трис и Фора – одна из самых серьезных зацепок, держащих зрителей в напряжении на протяжении уже трех картин, даже если все книги уже прочитаны. Прекрасная современная любовь, которая, как и добро, обязана быть с кулаками.

Нет, «Дивергент» не идеален, к нему, как и к любой большой работе, есть тысяча вопросов и претензий. Но из доброго десятка последователей «Сумерек» и поттерианы только «Голодным играм» и «Дивергенту» удалось стать настоящим событием в мире кино, а с окончанием борьбы Китнисс Эвердин за народ Панема Трис и вовсе осталась на вершине одна. И это отличный шанс завершить франшизу еще более мощно. Вперед, Чикаго! Нас ждет четвертая серия!

Источник: Film.ru

Комментарии
Комментарии