Ищите женщину: великие музы великих режиссеров

Кинематографисты искали и ищут вдохновения в актрисах, которые становятся их верными спутницами – в искусстве, а порой и в жизни.
Ищите женщину: великие музы великих режиссеров

Творец без музы – так, ремесленник. Кинематографисты искали и ищут вдохновения в актрисах, которые становятся их верными спутницами – в искусстве, а порой и в жизни. Самые прекрасные музы западных режиссеров прошлого и настоящего – в нашей подборке.

1. Ума Турман

Режиссер: Квентин Тарантино

Фильмы: «Криминальное чтиво», «Убить Билла 1,2»

По легенде, Тарантино утвердил Уму Турман на роль роковой красотки и гангстерской жены в «Криминальном чтиве», увидев ее ступни. Эта часть тела актрисы и правда играет не последнюю роль во всех совместных работах творческого дуэта.

Сперва появляется в знаменитом босоногом твисте в паре с Джоном Траволтой, позднее – в первой части «Убить Билла», в сцене, где героиня Турман выходит из комы и силой воли в буквальном смысле поднимается на ноги, для начала заставляя себя пошевелить пальцами.

В ногах ли правда или нет, но факт многолетнего сотрудничества и прекрасной дружбы Турман и Тарантино неоспорим. То и дело поговаривают, что их связывает нечто большее, однако какие-либо романтические отношения режиссер и актриса отрицают.

2. Хелена Бонэм Картер

Режиссер: Тим Бертон

Фильмы: «Планета обезьян», «Крупная рыба», «Чарли и шоколадная фабрика», «Труп невесты», «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», «Алиса в стране чудес», «Мрачные тени»

Хелена Бонэм Картер одним своим видом подтверждает статус идеальной музы – актриса и в жизни смахивает на причудливых персонажей киносказочника Бертона. Оттого в каждом его фильме выглядит не менее органично, чем приятель режиссера и любитель сложных костюмов и грима Джонни Депп, преображаясь то в ведьму, то в королеву, то в готичную сообщницу серийного убийцы.

Пара познакомилась в 2001 году на съемках «Планеты обезьян» - там же творческие отношения переросли в романтические. Бонэм Картер и Бертон, так и не вступив в официальный брак, прожили вместе 13 лет, сняли еще шесть совместных фильмов, завели двоих детей и мирно расстались в 2014 году.

Что не мешает ни дружбе, ни работе: весной Хелену можно будет увидеть в спродюсированной Тимом Бертоном «Алисе в Зазеркалье».

3. Дайан Китон

Режиссер: Вуди Аллен

Фильмы: «Спящий», «Любовь и смерть», «Энни Холл», «Интерьеры», «Манхэттен», «Эпоха радио», «Загадочное убийство в Манхэттене»

В 2014 году Дайан Китон появилась на церемонии «Золотой глобус», чтобы принять почетную статуэтку от имени Вуди Аллена – режиссера, сделавшего ее звездой. Пару связывают недолгие романтические отношения в далеком прошлом и дружба, которая длится более 40 лет.

Китон снялась в знаковых для Вуди Аллена фильмах – «Энни Холл» и «Манхэттен», где предстала в образе совсем нетипичной героини романтической комедии (впрочем, и сама комедия была далека от привычных на то время образцов жанра) – городской интеллектуалки и невротички, под стать самому Вуди.

Спустя много лет Китон с теплотой вспоминает о том, чем ценны придуманные Алленом женские персонажи (и ее в том числе): «Они борются, они любят, они терпят неудачи, ошибаются. Все они, по сути, и являются отличительной чертой режиссерского стиля. Еще более примечательно то, что между ними нет ничего общего, кроме того, что все они придуманы Вуди Алленом».

4. Пенелопа Крус

Режиссер: Педро Альмодовар

Фильмы: «Живая плоть», «Все о моей матери», «Возвращение», «Разомкнутые объятия», «Я очень возбужден»

Дружбе Пенелопы Крус и Педро Альмодовара в следующем году исполнится 20 лет – их первый совместный фильм «Живая плоть» вышел на экраны в 1997 году. Именно испанский режиссер разглядел в Крус не просто красавицу, но талантливую актрису, чей темперамент как нельзя лучше соответствует его собственному авторскому стилю и эстетике.

Хотя главную роль отдал ей только с третьего раза – в «Возвращении», которое, однако, принесло актрисе сразу несколько номинаций (в том числе и на «Оскар») и победу на Каннском кинофестивале. Впрочем, и за другие свои призы она всегда благодарит Альмодовара – как друга, учителя и одного из самых близких и любимых людей.

5. Фрэнсис МакДорманд

Режиссер: Итан и Джоэл Коэны

Фильмы: «Просто кровь», «Воспитание Аризоны», «Перекресток Миллера», «Бартон Финк», «Фарго», «Человек, которого не было», «После прочтения сжечь»

Карьера Фрэнсис МакДорманд в большом кино началась практически одновременно с карьерой братьев Коэн – на съемках их дебютной ленты «Просто кровь». После этого фильма, несмотря на роман, а потом и брак с Джоэлом, МакДорманд хоть и играла в каждом следующем фильме братьев, но роли были эпизодическими.

Пока наконец в 1995 году на экраны не вышел «Фарго», где актриса сыграла беременного следователя Мардж – по всеобщему признанию, лучшую героиню в ее карьере (и единственную, принесшую ей статуэтку «Оскар»).

Роль Коэны придумали специально для МакДорманд, да и кому, как не мужу Джоэлу, было знать, каким удивительным трагикомическим талантом и умением играть абсолютно разных, но одинаково живых и непосредственных героинь обладает его муза и жена Фрэнсис.

6. Анна Карина

Режиссер: Жан-Люк Годар

Фильмы: «Женщина есть женщина», «Альфавиль», «Безумный Пьеро», «Сделано в США», «Банда аутсайдеров», «Жить своей жизнью», «Маленький солдат»

Переехавшую в Париж датскую модель Годар разглядел в рекламном ролике – и пригласил на роль в фильме «Женщина есть женщина». Эта картина, за которую Карина была удостоена приза Берлинале, превратила ее в звезду мирового кино. А встреча с Годаром в целом – еще и в символ французской «новой волны».

Роман режиссера и актрисы, завязавшийся на съемках, закончился свадьбой – и новыми совместными работами, среди которых и «Маленький солдат», и «Безумный Пьеро», и «Банда аутсайдеров».

7. Джульетта Мазина

Режиссер: Федерико Феллини

Фильмы: «Огни варьете», «Белый шейх», «Дорога», «Мошенники», «Ночи Кабирии», «Джульетта и духи», «Джинджер и Фред»

Редкий, почти уникальный пример творческого и одновременного любовного союза длиною в жизнь. Феллини и Мазина встретились и поженились еще до начала их работы в кино – и вместе трудились над каждым новым фильмом, в кадре и за его пределами.

Маленькая, хрупкая, смешная, с огромными глазами Мазина стала героиней двух знаковых работ Феллини – «Дорога» и «Ночи Кабирии». Она же помогала ему создавать остальные шедевры, подыгрывая в реальной и вымышленной жизни, вдохновляя и безоговорочно поддерживая мужа во всех его проектах.

Феллини скончался через день после того, как пара отпраздновала золотую свадьбу. Джульетта Мазина пережила мужа всего на пять месяцев.

8. Лив Ульман

Режиссер: Ингмар Бергман

Фильмы: «Персона», «Час волка», «Стыд», «Страсть», «Шепоты и крики», «Сцены из супружеской жизни», «Лицом к лицу», «Змеиное яйцо», «Осенняя соната», «Сарабанда»

Заметив норвежскую актрису на сцене театра в Осло, шведский режиссер – к тому моменту уже автор «Седьмой печати» и «Земляничной поляны» - пригласил ее на главную роль в фильме «Персона», ставшего знаковым и для Бергмана, и для начинающей актрисы Ульман.

Она ушла от мужа и переехала к Бергману на принадлежавший ему остров Форе. Родила ему дочь и снялась в 10 его фильмах, каждый из которых требовал неимоверных внутренних усилий.

«Он изменил мою жизнь, - вспоминает Ульман. – Мы были болезненно связаны». Роман актрисы и режиссера длился всего несколько лет, но их отношения продолжались до самой смерти Бергмана.

9. Брит Марлинг

Режиссер: Майк Кэхилл

Фильмы: «Боксеры и балерины», «Другая Земля», «Я – начало»

Не слишком известные за пределами США герои независимого американского кино Марлинг и Кэхилл впервые встретились на съёмочной площадке документальной ленты «Боксеры и балерины» - на этом проекте оба выступили в качестве режиссёров, сценаристов, операторов и монтажеров.

В 2011 году Кэхилл снял по сценарию Марлинг и с ней же в главной роли апокалиптическую драму «Другая Земля» - про то, как к нашей планете стремительно приближается её точная копия, населенная нашими двойниками. Вышедшая в один год с «Меланхолией» фон Триера (но с гораздо меньшей помпой), «Другая Земля» легко «уделывает» творение датского классика.

10. Энн Дорваль

Режиссер: Ксавье Долан

Фильмы: «Я убил свою маму», «Воображаемая любовь», «И все же Лоранс», «Мамочка»

Сыгравшая в четырех из пяти фильмов Долана актриса Энн Дорваль воплощает непривычный для музы образ не возлюбленной, а мамы - гораздо более важный для режиссера (по крайней мере, на этом, пока ещё начальном, периоде его творчества).

Вместе с Сюзанн Клеман (второй любимой актрисой Долана) Дормаль «воспитывает» экранную молодёжь, которую Долан пишет с самого себя. Каждый фильм с ее участием цепляется за предыдущий: от претенциозного подросткового «Я убил свою маму» режиссер, его герой, а вместе с ними и персонаж Энн Дорваль приходят к зрелой «Мамочке».

Наглядный и очень показательный пример творческого (да и личностного) роста автора - остается надеяться, что в новых фильмах нового Ксавье Долана найдется место прежним музам.

Источник: Апрель

Комментарии
Комментарии