Рецензия «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

Антон Долин побывал на поединке двух самых знаменитых супергероев и не скажет, кто победил.
Рецензия «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

С какими бы фантастическими противниками ни доводилось сталкиваться за долгие десятилетия Бэтмену и Супермену, сейчас им предстоит самый трудный бой.

На фильм об их схватке накинутся все — от зубастых рецензентов (режиссер Зак Снайдер — несравненный мастер пафоса, а чем больше патетики, тем острее ирония критиков) до рядовой публики («Два с половиной часа, и ничего не понятно»), от снисходительных маркетологов («Сегодня такое не в тренде») до знатоков комиксов («В книге все было не так»). Удастся ли отбиться хотя бы в коммерческом смысле? Не факт. Потому Темный рыцарь и Человек из стали идут на таран, как в последний бой — подобно самому знаменитому киноперсонажу Снайдера, царю Леониду. Отнесемся к этому с уважением.

В самом деле, момент выбран максимально неудачный. Только что весь мир восторгался виртуозно-издевательским «Дедпулом», и на его фоне звериная серьезность «Бэтмена против Супермена» выглядит, мягко говоря, старомодно. А вскоре выйдет новый фильм о мстителях от Marvel, где герои тоже схлестываются друг с другом, и нет ни малейших сомнений, что в прокате его ждет успех. Вообще, чтобы преуспеть, современный кинокомикс может выбрать один из двух путей.

Первый — социальная и политическая проблематика, философия и мифология, как в «Темном рыцаре» Кристофера Нолана (который в этой франшизе сел в кресло исполнительного продюсера). Для этого Снайдеру элементарно не хватает терпения и образования, и даже сценарист предыдущей трилогии о Бэтмене Дэвид С. Гойер не способен эту ситуацию изменить. Второй путь — шутовской постмодернизм для масс, на котором так удачно выезжает Marvel. Для этого Снайдер слишком фундаменталист, почти фанатик своих героев и мира — ироническая дистанция исключена.

Что же остается в арсенале его средств? По сути, лишь одно: возмутительная и неоспоримая красота. Она берет тебя за жабры с первых кадров. Когда маленький Брюс Уэйн после гибели родителей случайно проваливается в подземелье и встречает там летучих мышей, те кружатся вокруг него и возносят ребенка к небесам…

Комментарии
Комментарии