7 самых популярных фильмов Станислава Говорухина

Знаменитый режиссер сегодня празднует 80-летие.
7 самых популярных фильмов Станислава Говорухина

Станислав Говорухин родился 29 марта 1936 года в городе Березники, в семье донского казака Сергея Георгиевича Говорухина и портнихи Прасковьи Афанасьевны Глазковой.

Получив среднее образование, будущий режиссер поступил на геологический факультет Казанского государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина. После окончания вуза в 1958 году Говорухин около года проработал геологом Средне-волжского геолого-разведывательного управления. Понял, что эта работа ему не по душе — и устроился на Казанскую студию телевидения ассистентом режиссера.

В 1961 году Станислав Сергеевич поступил во ВГИК, где во время учебы он снял короткометражный фильм «Аптекарша», а после вуза начать работать на Одесской киностудии. Именно там вместе с другом Борисом Дуровым он получил заявку на съемки своего первого полнометражного фильма «Вертикаль».

«Вертикаль» (1967)

Фильм «Вертикаль», снятый в 1967 году начинающими режиссерами Станиславом Говорухиным и Борисом Дуровым, принес обоим всесоюзную известность и славу. Главных героев в нем сыграли Владимир Высоцкий, Геннадий Воропаев, Маргарита Кошелева и Лариса Лужина. По сюжету, группе альпинистов, идущих покорять кавказскую вершину Ор-Тау, послано требование о немедленном возвращении в лагерь в связи с надвигающимся грозовым циклоном. Однако связист предупреждение скрыл, и альпинисты оказались в критической ситуации. Спастись удалось, только благодаря мужеству альпинистов и опыту спасателей.

Картина стала в СССР очень успешной, а пять песен Владимира Высоцкого, в особенности «Песня о друге» («Если друг оказался вдруг…»), запела вся страна. На съемках завязалась многолетняя дружба Говорухина с Высоцким. «Невозможно передать, как много значил для меня этот человек»,— признавался позднее Станислав Сергеевич.

«Место встречи изменить нельзя» (1979)

Пятисерийный телефильм «Место встречи изменить нельзя», снятый по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия», стал третьей совместной работой Станислава Говорухина и Владимира Высоцкого (вторая была в 1969 году — в фильме «Белый взрыв» певец был занят не в главной роли — Прим. ред.). Съемки эпопеи о борьбе МУРа с бандитизмом в послевоенные годы начались 10 мая 1978-го и проходили в Одессе и Москве. Премьерный показ «Места встречи…» шел с 11 по 16 ноября 1979 года. Сюжет фильма и сегодня, спустя 37 лет, хорошо известен любителям кино. Оперативники МУРа — капитан Глеб Жеглов (Владимир Высоцкий) и фронтовик, старший лейтенант Владимир Шарапов (Владимир Конкин) — противостоят организованной и законспирированной банде «Черная кошка», которую возглавляет харизматичный уголовник по кличке Горбатый (Армен Джигарханян). Популярность фильма зашкаливала — многие отмечали, что во время показа каждой серии улицы пустели. Блестяще сыгранная роль Глеба Жеглова стала для Владимира Семеновича одной из последних.

По словам Говорухина, Высоцкий поначалу пытался отказаться от нее, но режиссер все-таки настоял на своем — и не прогадал. «Заходит Высоцкий: «Пойми, мне так мало осталось, не могу я тратить год жизни на эту роль», — вспоминает Станислав Сергеевич. — Какое же счастье для всех нас, что я тогда не согласился. Не сдался…». А уже в следующем году Высоцкого не стало.

«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1982)

Лента о приключениях сироты Тома Сойера и его верного друга Гекльберри Финна из американского городка Санкт-Петербург была снята Станиславом Говорухиным в 1982 году. Съемки шли в Херсонской области, Одессе, Сухуми, а эпизод в пещере снимали в Новоафонской пещере в Абхазии. Главные роли сыграли молодые актеры Федя Стуков, Владик Сухачев и Мария Миронова. Изначально Тома Сойера должен был играть 12-летний Игорь Сорин (будущий участник группы «Иванушки International», ушедший из жизни в 1998 году — Прим. ред.), именно он победил в конкурсе на эту роль, объявленном «Пионерской правдой». Однако по просьбе Никиты Михалкова Говорухин утвердил Федю Стукова, а Сорину досталась небольшая роль Джо Гарпера.

«Десять негритят» (1987)

Снимая детективный триллер «Десять негритят», Говорухин сохранил исходное название романа Агаты Кристи, а фильм вышел еще при жизни писательницы. Режиссер экранизировал самый первый вариант романа, более мрачный. Известно, что позднее писательница переработала историю, «Десять негритят» по соображениям политкорректности превратились в «Десять маленьких индейцев», а финал ее книги стал более оптимистичным. На главные роли Говорухин пригласил целое созвездие известных актеров: Владимир Зельдин, Татьяна Друбич, Алексей Жарков, Людмила Максакова, Михаил Глузский, Александр Абдулов, Александр Кайдановский. Съемки проходили в Крыму. Особняком мистера Оуэна стало знаменитое «Ласточкино гнездо» — архитектурный памятник, расположенный на 40-метровом утесе. А почти все интерьерные эпизоды снимались в Воронцовском дворце в Алупке. Кстати, в начальном эпизоде фильма рука, расставляющая на серебряном подносе фарфоровые статуэтки, принадлежит самому Говорухину. Отражение его лица, если присмотреться, можно увидеть на зеркальной поверхности подноса. Экранизация романа признана одной из лучших. На кинофестивале «Одесская альтернатива» режиссер даже получил приз — «За воплощение на нашем экране темы страха и ужаса за рубежом».

«Ворошиловский стрелок» (1999)

Премьера российской криминальной драмы «Ворошиловский стрелок», снятой Говорухиным по мотивам повести Виктора Пронина «Женщина по средам», состоялась в апреле 1999 года. По сюжету, трое молодых людей — бизнесмен Борис (Алексей Макаров) и его друзья Игорь (Марат Башаров) и Вадим (Илья Древнов), чувствуют себя хозяевами жизни и каждую среду устраивают «День сексуальных утех». Но, надругавшись над наивной девушкой Катей Афониной (Анна Синякова), совершают роковую ошибку. После безуспешных попыток наказать преступников законным путем дедушки Кати, ветеран Великой Отечественной войны Иван Федорович (Михаил Ульянов) продает дачу, покупает снайперскую винтовку и вершит правосудие самостоятельно. В 2000 году за роль «народного мстителя» Михаил Ульянов был удостоен кинопремии «Ника» в номинации «Лучший актер». В этой любимой зрителями картине играли также Александр Пороховщиков и Владислав Галкин.

«Благословите женщину» (2003)

Мелодрама «Благословите женщину» была снята в 2003 году и собрала призы множества кинофестивалей: «Меридианы Тихого» во Владивостоке, «Литература и кино» в Гатчине, «Амурская осень» в Благовещенске. Именно в этой картине состоялся успешный дебют 20-летней студентки Щукинского училища Светланы Ходченковой. Изначально Веру должна была сыграть Мария Миронова, но, прослушав Ходченкову, режиссер утвердил именно ее. И она справилась с ролью, убедительно сыграв и юность своей героини, и время ее зрелости. В драматической картине, снятой по мотивам повести писательницы Ирины Грековой «Хозяйка гостиницы», сыграли также Александр Балуев, Инна Чурикова, Ирина Купченко и Максим Галкин.

Потом Говорухин снял талантливую начинающую актрису в фильме «Не хлебом единым». А потом между ними словно черная кошка пробежала: говорили, что Говорухин разочаровался в Светлане, когда она кардинально похудела и потеряла плавность и дородность русской женщины, которая покорила его поначалу.

«Weekend» (2013)

В октябре 2014 года Станислав Говорухин представил фильм-нуар Weekend — по мотивам произведения Ноэля Калефа «Лифт на эшафот». Сюжет романа, написанного в середине прошлого века, режиссер перенес в наши дни, хотя сюжет в целом тот же: три убийства, главный герой виноват лишь в одном, но ирония в том, что слишком он хорошо все устроил и алиби нет... Главные роли сыграли Максим Матвеев, Екатерина Гусева, Александр Домогаров и Виктор Сухоруков. Показ летом 2013 года в Сочи сопровождался мистическим событием: некоторые гости, по странному стечению обстоятельств, после просмотра застряли в лифте, как и главный герой картины. К огромному разочарованию режиссера, зрители восприняли его фильм не так, как ему хотелось. «Люди смеялись, — потрясенно говорил он. — Я не предполагал такой реакции. Я показал фильм в трех аудиториях, случайных, чтобы посмотреть, как будут принимать. В том числе на «Кинотавре» — реакция везде одинаковая. Когда я впервые услышал смех в зале, меня это удивило и обидело. Неожиданная реакция публики». Расстроенный мэтр даже заявил, что больше никогда не будет снимать кино, но, к счастью, обещания не сдержал. После первых показов он просто перемонтировал фильм, который в усовершенствованном виде и с другой музыкой вышел на экраны в нашей стране и странах СНГ.

Источник: 7Дней

Комментарии
Комментарии