«Хичкок/Трюффо» Кента Джонса: зачарованные

Антон Долин рекомендует документальную картину, снятую по мотивам самого знаменитого киноведческого интервью в истории.
«Хичкок/Трюффо» Кента Джонса: зачарованные

Не то чтобы этот фильм был очень хорошим: скорее, хочется назвать его необходимым. Наверное, надо добавить «для поклонников Хичкока и Трюффо», но это вновь будет не вполне точным. Если вы знаете и любите этих режиссеров, то не сможете противиться искушению — хотя бы услышать их голоса в том самом легендарном многодневном интервью, запись которого вы наверняка читали и перечитывали. Если не знаете и не любите, лучшего знакомства придумать невозможно при всем желании. Ведь противиться силе визуальных образов классических хичкоковских картин, из которых процентов на семьдесят состоит видеоряд, нереально.

Вместе с тем автор фильма Кент Джонс оказался будто парализованным силой двух талантов, между которыми его скромный замысел трепыхается, как между Сциллой и Харибдой. Неплохая же идея — экранизировать книгу киноведческих интервью (тем более что сохранились многочисленные фотографии и аудиозаписи). Но Джонс использует ее исключительно как скелет для фильма, почти что рамочную конструкцию, в какой-то момент настолько увлекаясь перечислением достоинств Хичкока, что вовсе забывает о книге. Ничего не сказано о значимости этого незаурядного документа синефилии 1960-х, из которой родился весь культ современного авторского кино. Ни о стилистике интервью Трюффо с Хичкоком, ни о его языке. Даже об обстоятельствах самой беседы — только общие слова.

Хуже того: на фоне очевидного величия Хичкока потерялся сам Трюффо. На фотографиях виден, а кто такой — толком не сказано. Кадры из «400 ударов» вставлены в фильм довольно беспорядочно, режиссер будто спохватывается, что опять забыл одного из двух героев. Из биографии сообщаются два факта: что в подростковом возрасте оказался за решеткой (параллель с детским опытом Хичкока, после которого тот начал бояться полицейских) и что умер молодым, всего через четыре года после своего кумира Хитча. Грань между критической и кинематографической деятельностью Трюффо — как в беседах с Хичкоком, так и вне их — не исследована никак, даже не затронута. Вопрос о том, наследовал ли Трюффо как режиссер Хичкоку или нет, остается открытым (на самом деле непоставленным).

Комментарии
Комментарии