Демоны сериала «Дэмиен»

Фрески Болоньи, Падуи и средневековые гравюры в продолжении «Омена».
Демоны сериала «Дэмиен»

Автор: Юлия Малкова

7 марта 2016 года в эфир вышел первый эпизод сериала «Дэмиен», основанного на серии британских триллеров «Омен». Впрочем, определение «основанный», в данном случае, не совсем корректное — сериал, снятый A&E, отвергает вторую и третью часть трилогии и опирается только на первый фильм серии, который был экранизирован дважды: в 1976-ом вышла оригинальная картина режиссера Ричарда Доннера, а премьера римейка «Омена» состоялась в самый, что ни есть символичный день календаря — 06.06.06.

Для тех, кто по какой-то причине про серию фильмов о становлении Антихриста ничего не слышал, краткий экскурс в суть дела. Предыстория такова: жена американского посла в Италии Ричарда Торна рожает младенца, но как только новоявленный отец прибывает в больницу, на входе его встречает священник с настолько грустными глазами и такими крупными мешками под ними, что становится понятно, этот гонец хорошие новости принести не может. Новостей, действительно, оказывается три: очень плохая, плохая и хорошая, излагает их священник, выглядящий скорее, как исчадие Ада, чем как слуга Господень, строго в правильной последовательности, то есть, сначала больно, потом приятно. Мол, мистер Торн, ваш сын родился мертвым, сожалею. Опять же, сожалею, ваша жена больше не сможет иметь детей, но, не расстраивайтесь, вот в соседней палате роженица во время родов вообще умерла, зато родившийся у нее мальчик здоровый и красивый. Не хотите взять его вместо своего? Мы никому ничего не скажем, и ваша жена не расстроится. Дипломат Ричард Торн на то и дипломат, чтобы решать вопросы дипломатически, а потому своей жене Кэтрин он вручает малыша из соседней палаты, которого пара нарекает звучным именем Дэмиен.

На фото: кадр из фильма «Омен» 1976 года

Само собой, Дэмиен — это Антихрист, о чем свидетельствует родинка в виде трех шестерок, скрытая под его красивыми темными волосами. В скором времени семейство перебирается из Рима в Лондон, где живет себе припеваючи до пятилетия малыша. И вот в возрасте пяти лет дьявольская натура ребенка начинает проявлять себя на разные лады: вначале в результате разнообразных несчастных случаев гибнут все, кто мог помешать процессу правильного взросления маленького Антихриста, следом за ними по очереди умирают все те, кто понимает, что случайности, в данном случае, не случайны. Затем погибает и приемная мать мальчика, после чего отец Дэмиена — Ричард Торн — проводит собственное независимое расследование и выясняет, что его приемный сын — Антихрист, а, значит, его нужно заколоть с помощью священных кинжалов. И тут уже в дело вмешиваются не темные силы сатаны, а старая-добрая британская полиция, которая успевает застрелить дипломата как раз в тот момент, когда он заносил руку с разящим клинком над телом приемного сына. Словом, все кроме Дэмиена умерли, конец первой части.

Во второй части, которую создатели сериала проигнорировали, Дэмиен взрослел, мужал и открывал для себя самого и окружающих свои тайные знания и умения, а серии смертей, замаскированных под несчастные случаи, множились вокруг молодого Антихриста в геометрической прогрессии. Ну, а в третьей, самой слабой и нелогичной части трилогии, Антихрист таки погиб от руки журналистки, с которой имел непродолжительные интимные отношения. Гибель Дэмиена Торна получилась настолько нелепой, что фанаты серии «Омен» долгие годы с надеждой ждали воскрешения любимого антигероя. Ждали, пока не дождались, спустя 15 лет после премьеры последнего фильма серии «Омен» второе пришествие Дэмиена Торна все-таки состоялось.

Постер сериала «Дэмиен»

В новой версии Дэмиену 30 лет, о своем детстве он ничего не помнит, со своей миссией в этом мире не знаком, а все разговоры об Антихристе поначалу принимает за бредни городских сумасшедших. Дэмиен Торн в версии 2016 года трудится фотографом в Сирии, и в день его тридцатилетия с ним начинает твориться все то, что должно наставить молодого Антихриста на путь истинный — вначале крещение кровью, а по возвращению в Нью-Йорк — «случайные» смерти близких, малознакомых и совсем незнакомых людей.

С точки зрения фактуры, создатели сериала подошли к делу достаточно дотошно, в кадре то и дело мелькают изображения Ада и Люцифера в канонической католической традиции. Давайте же разберемся с деталями и узнаем, откуда создатели сериала позаимствовали пугающие изображения дьявола, придающие сериалу характерную мрачность и атмосферность.

ЛЮЦИФЕР С ФРЕСКИ БАЗИЛИКИ САН-ПЕТРОНИО (БОЛОНЬЯ)

В заставке сериала создатели разметили классическое изображение Люцифера, пожирающего грешников в Аду.

В данном случае перед нами — анимированный фрагмент фрески Джованни да Модена, которую можно увидеть в главном соборе итальянского города Болонья — базилики Сан-Петронио.

Собор Сан-Петронио в Болонье в целом крайне любопытное место. Во-первых, он до сих пор находится в, скажем так, недостроенном состоянии, дело в том, что изначально по проекту архитектора Антонио ди Винченцо базилика должна была стать самой крупной в мире и превзойти размером собор святого Петра в Риме. Понятное дело, Папе Римскому эта идея не очень понравилась, и здание базилики просто не стали возводить до конца, в результате оно смотрится несколько «обрезанным», впрочем, это все равно пятый по величине собор в мире. Во-вторых, хоть храм и начали строить еще в 1393 году, фасад его так до сих пор до конца и не отделан — лишь нижняя часть фасада базилики облицована мрамором, а вот верхняя смотрится весьма печально.

На фото: собор Сан-Петронио в Болонье

Ну и, конечно, знаменитая фреска Джованни да Модена с изображением Ада, которую мы видим в заставке сериала. Она была создана в 1415 году, и это единственная фреска в мире, на которой в Аду присутствуют не только Люцифер и безымянные грешники, но и пророк Мухаммед, что с позиции мусульман — величайшее оскорбление во всех возможных смыслах.

Несмотря на многочисленные просьбы последователей ислама убрать с фрески изображение Пророка Мухаммеда, никто авторский замысел Джованни да Модена корректировать не стал, ведь именно возможность увидеть изображение Мухаммеда в Аду на фреске пятнадцатого века — одна из главных причин, по которой туристы со всего мира посещают собор Сан-Петронио в Болонье.

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ЧАСОСЛОВ ГЕРЦОГА БЕРРИЙСКОГО

Изображение дьявола на вагоне поезда метро в заставке сериала — тоже не условная абстракция. В данном случае создатели сериала перенесли на движущийся вагон фрагмент миниатюры «Ад» из рукописи пятнадцатого века «Великолепный часослов герцога Беррийского», созданной по заказу герцога Жана Беррийского миниатюристами братьями Лимбургами, а позже доработанной художником Жаном Коломбом.

кадр из сериала Дэмиен

Что любопытно, изображение Преисподней на миниатюре — иллюстрация видения ирландского монаха Тундала, которое считалось в двенадцатом веке одним из самых достоверных свидетельств того, что же на самом деле происходит в Аду. Люцифер в данной интерпретации не сидит, как у Данте, в центре ледяного озера, а лежит на решетке над огненной ямой. Демоны раздувают с помощью мехов в яме огонь, Сатана выдыхает адское пламя, попутно бросая себе в пасть души грешников, а другие демоны терзают души грешников у ямы, чтобы затем столкнуть их в огонь.

Кстати, данная миниатюра была иллюстрацией к поминальным молитвам, а ее автор — один из братьев Лимбургов, предположительно, Жан. Между прочим, эту же миниатюру из «Великолепного часослова» демонстрирует в первом эпизоде сериала и профессор Рэнеус во время визита к нему домой репортера Келли и Дэмиена Торна. Сегодня манускрипт «Великолепный часослов герцога Беррийского» хранится в собрании музея Конде в усадьбе Шантийи, что расположена недалеко от Парижа.

ДЬЯВОЛ С ФРЕСКИ КАПЕЛЛЫ СКРОВЕНЬИ (ПАДУЯ)

Еще одно каноническое изображение Сатаны можно наблюдать в небольшой церкви Капелла Скровеньи, построенной в четырнадцатом веке в Падуе купцом Энрико Скровеньи во искупление грехов своего отца Реджинальдо. Уникальность капеллы в том, что ее стены и потолок полностью украшены фресками великого Джотто — лучшего художника того времени и одного из самых влиятельных итальянских живописцев за всю историю искусств.

На фото: фрески Джотто в Капелла Скровеньи (Cappella degli Scrovegni)

Изображения Ада на фресках впечатляют неподготовленного зрителя натуралистичностью и неподдельной жестокостью, кстати, в музее Данте во Флоренции именно репродукции фресок Джотто из Капеллы Скровеньи и Джованни да Модена из собора Болоньи представлены в качестве идеальных иллюстраций дантовского Ада, а вовсе не мозаики из флорентийского баптистерия Сан-Джованни, вдохновившие Алигьери на создание первой части «Божественной комедии».

Именно фрагмент этой фрески вместе с миниатюрой «Ад» из «Великолепного часослова» мы видим в книге Откровений, которую трясущимися от ужаса руками листает исследователь Библии профессор Рэнеус.

А вот иллюстрация, соседствующая с репродукцией фрески Джотто, никакого отношения ни то, что к Люциферу, но даже к христианству не имеет. Это всего лишь фрагмент картины «Кадм, убивающий дракона» нидерландского художника-маньериста Хендрика Гольциуса, творившего в конце шестнадцатого — начале семнадцатого веков.

Сцена на картине — иллюстрация древнегреческого мифа о Кадме — сыне финикийского царя Агенора и основателе города Фивы. По легенде, прежде, чем основать город Фивы в Беотии, герою пришлось убить священного дракона бога войны Ареса, после чего зубы дракона были посеяны в землю, и из них выросли легендарные войны Спарты. Как мы видим, никакой связи с христианством, а потому, что данная иллюстрация делала в Откровении Иоанна Богослова, которое листал профессор Рэнеус, для нас так и осталось загадкой.

Источник: trip-point.ru

Комментарии
Комментарии