5 слов похвалы в адрес «Бэтмена против Супермена»

В фильме объективно множество положительных сторон.
5 слов похвалы в адрес «Бэтмена против Супермена»

Если всю жизнь ориентироваться на результаты рейтингов, опросов и референдумов, можно лишиться остатков здравого смысла, поэтому статистике верить нельзя ни в коем случае.

Популярный агрегатор рецензий Rotten Tomatoes на сегодняшний день оценивает новый фильм Зака Снайдера «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» унизительными 29% «свежести» – для сравнения: у «Фредди против Джейсона» 44%, – но значит ли это, что супергероический фильм однозначно плох и даже ужасен? Ничего подобного.

Достаточно взглянуть непредвзято на почти трехчасовую работу огромного коллектива авторов и актеров, чтобы объективно отметить множество положительных сторон нового фильма. Вот всего пять из них…

5. Аффлек – лучший Бэтмен, чем все предыдущие.

Собственно, здесь я не буду оригинальничать, безусловный успех Бена Аффлека в новом облике отметили едва ли не все зрители и критики, кроме совсем оголтелых хейтеров. Действительно, актер необыкновенно комфортно чувствует себя в новой роли, хотя для многих это и явилось сюрпризом. Мы наконец-то получили сбалансированного супергероя, который одинаково хорош и в костюме-тройке Брюса Уэйна, и в металлической броне Бэтмена. Придает веса супергерою и его зрелость – Бэтмен больше не мстящий за родителей молодой человек, это умудренный опытом боец, устоявший под множественными ударами судьбы (смерть отца и матери нам показали, а вот судьба Робина осталась неизвестной). В конце концов Аффлек – просто хороший актер, он великолепно демонстрирует изменения психологического портрета своего героя, в сцене, когда Уэйн спасает девочку под обломками здания, его глаза почти буквально наливаются кровью – это великолепно! Но даже не это делает нового Бэтмена уникальным и лучшим. Бэтмен новой франшизы убивает, и убивает со смаком. Вы скажете: «Что же здесь такого? Нолановский Бэтмен тоже убивал и не морщился» – и будете отчасти правы, но лишь отчасти. Новый Темный рыцарь убивает со смаком, уверенно, намеренно (вспомните пригвожденного ножом в сердце к стене боевика). Бэтмен Нолана «спалился» на том, что оставил в живых Джокера – мол, надежда на перевоспитание остается даже для такого порождения хаоса. Бэтмен Снайдера предпочитает проверенный способ искоренения преступности – в кого он не всадил пулю, кому он не свернул шею, Бэтс оставляет метку, с которой в тюрьме ждет верная гибель. Кому как, а мне новый Бэтмен пришелся по вкусу – к черту устаревшие правила No guns, no kills, зло слишком сильно и неуправляемо, чтобы оставлять ему шансы на восстановление сил.

4. Эффектная открывающая сцена меняет представление о кинокомиксах.

Marvel потребовалось снять 12 фильмов, для того чтобы осознать правила одного из главных своих супергероев: «Большая сила влечет за собой большую ответственность», и только теперь мы видим, то Капитана Америка и Черную вдову правительство распекает за причиненный городам ущерб, за сотни погибших мирных жителей, за разрушения, оправиться от которых с трудом могут сами «Мстители», что уж говорить о простых людях. Снайдер пришел к мысли о последствиях поступков супергероев уже во втором фильме франшизы (если уж быть совсем точными, то об этом еще «Хранители» были) и продемонстрировал проблему блистательной сценой разрушения Метрополиса во время битвы Супермена с генералом Зодом. Конечно, мы задумывались об этом и раньше – разрушительные схватки сил зла с силами добра на улицах американских городов или в европейской глубинке не могут обойтись без случайных жертв. Но только теперь на этом аспекте сделан серьезный упор – Брюс Уэйн с ужасом наблюдает не за тем, как гибнет башня, олицетворяющая его империю, а за тем, как умирают люди, находящиеся в его подчинении, верившие в его могущество, не ожидавшие скорой смерти. Трагическая сцена с девочкой, чудом спасенной из-под обломков здания Wayne Ent., говорит о внутреннем мире, его стремлениях, его готовности стоять на страже того мира, к которому он привык, больше любых других введений в характеры. Пожалуй, начало «Бэтмена против Супермена» – это лучшее представление героев со времен начала большой кинокомиксной эры.

3. Мотивация героев понятна и объяснима.

Очевидно, самую большую волну протеста зрителей и критиков вызвало то, что не всем оказались понятны истинные стремления героев фильма, причины их конфликта и способы преодоления противоречий. Допускаю, что на первый взгляд многое в «Бэтмене против Супермена» кажется непродуманным, противоречивым и плохо обоснованным, поэтому предлагаю вместе поразмыслить о том, что ведет героев фильма от начальной сцены к финальным титрам картины. Мотивировки Бэтмена/Уэйна мы уже частично коснулись, да тут и придумывать ничего не нужно, герой Аффлека свои мысли выражает вполне отчетливо: «Если есть хоть малейший шанс, что Супермен может оказаться злом, его нужно остановить прямо сейчас». И Бэтмен все делает для этого – он ищет способы противостоять безграничной силе криптонца, он ищет способы минимизировать разрушения, он готов отдать жизнь за человечество, находящееся под угрозой.

Совсем другое дело с Суперменом. Защитив Землю от терраморфирования в «Человеке из стали» (что само по себе сомнительный поступок с точки зрения потомков Криптона) и отказавшись от родины, Суп не стал человеком. Да, он надел очки Кларка Кента, прибрал к рукам хорошенькую журналисточку и стал передвигаться на велосипеде, но это не делает его своим, а тем более хорошим. Супермен почивает на лаврах бога, он покорно принимает подношение в виде огромного монумента, выполняет время от времени показательные подвиги, позволяет молиться на себя. Это не Пиноккио, мечтавший стать человеком, и даже не Электроник, завидовавший Сыроежкину, это самовлюбленный пришелец, который возомнил себя главным по планете. Отсюда проистекает ненависть Супермена к Бэтмену, криптонец желает сохранить за собой монополию на насилие, пусть даже в адрес преступных элементов. И Супермен без зазрения совести методично идет к убийству Бэтмена, обманывая самого себя человеколюбивыми гуманистическими мотивами.

Слабейшей среди троицы ведущих персонажей видится мотивация Лекса Лютора, даже скорее не мотивация, а способы решения задач, поставленных перед самим собой, но и здесь во всем можно разобраться, если не спешить. Давайте по порядку. Лекс видит в Супермене бога, того самого бога, который когда-то не защитил его от насилия отца, а теперь у Лютора есть возможность подчинить этого бога себе, наказать, отплатить – разве кто-то устоит перед подобным искушением? Но сначала Лекс натравливает Супермена на Бэтмена, нагло вторгшегося на территорию магната, – Лютор ожидает легкой победы криптонца над человеком. Затем по плану молодого злодея Супермена должен уничтожить Думсдэй, лишенный ограничений морали, любви и человечности, которые пусть и в гомеопатических дозах, но в Супе присутствуют. Как Лекс собирался дальше управлять Думсдэем? А никак. Почему вы решили, что убийство бога не конечный пункт пути Лютора? Низвергнуть недостижимое – вот смысл действий героя Айзенберга, и он не нуждается ни в зрителях, ни в одобрении, ни во вписывании своего имени в историю. После смерти Супермена хоть потоп, и в этом есть свой смысл, особенно когда ты и без этого находишься на вершине мира.

2. Великолепный задел на будущее.

Я не стал затрагивать мотивацию Чудо-женщины, но только по той причине, что пока мы об этом персонаже знаем слишком мало. Вообще, столь активное использование в фильме персонажа Галь Гадот для многих стало неожиданностью, мы рассчитывали на небольшое камео как завязку сиквела, но увидели достаточно, чтобы пожелать скорейшего выхода сольника Чудо-женщины. Но ее боевые возможности и таинственное прошлое – не все, что может дать почву для увлекательных продолжений. Мы получили впечатляющие видеооткрытки от трех других Мета-людей, остался неразрешенным вопрос о послании из будущего для Брюса Уэйна, наконец, героям грядущей «Лиги справедливости» как-то придется решать проблему воскрешения Супермена – это ли не лучшее, что может представить себе фанат кинокомиксов? Тысячи ниточек, каждая из которых может повлечь за собой интереснейший проект. И это мы еще не вспоминаем о том, что параллельно развивается история «Отряда самоубийц», что ранее стоявший под вопросом новый сольник Бэтмена обрел плотную почву, в конце концов у DC и WB есть еще один не вскрытый козырь – Зеленый Фонарь, о котором в «Бэтмене против Супермена» не сказано ни полслова. Как видите, будущее франшизы почти безгранично, а учитывая пресыщение продукцией Marvel, новый комикс-мир, более мрачный и суровый, вполне может оказаться более востребованным, чем бесконечные диснеевские «Мстители», скатившиеся в зрелище для семейных пар с маленькими детьми.

1. Киновселенная DC ближе в «Хранителям», чем к «Мстителям».

Последнее утверждение только кажется несущественным, на самом деле взросление аудитории может оказаться важным фактором уже в ближайшие пару лет. Пресытившись развеселыми «Тором» и «Железным человеком», третий фильм о котором вообще в какой-то момент превратился в рождественское детское кино а-ля «Полет навигатора», публика с годами обязательно захочет чего-то более серьезного и мрачного – и тут на помощь придут нолановская трилогия о «Темном рыцаре» и стартовавшая с «Человека из стали» франшиза DC. В свое время блистательные «Хранители» того же Снайдера оказались невостребованы зрителем, но только потому, что публика оказалась не готова к подобному взгляду на супергероев. Воспитанные «Человеком-пауком» и «Фантастическими четверками», даже поклонники комиксов уверовали в невозможность присутствия полноценной драмы в сюжетах экранизаций графических романов, но сейчас эта преграда сломлена. Кинокомикс может быть драматичным, он может ставить серьезные вопросы, в нем могут соперничать персонажи, у каждого из которых есть объяснимый и даже принимаемый зрителем мотив, пусть даже и мотив творить зло. И «Бэтмен против Супермена» – отличный пример такого кинокомикса, с противоречивыми героями, со страхами и демонами, с неуверенностью и преодолением сомнений, с враждой, оборачивающейся сотрудничеством, и дружбой, прикрывающей жестокое предательство. «Бэтмен против Супермена» – кино взрослое, мрачное, впечатляющее глубиной бездны, в которую Снайдер подталкивает заглянуть зрителя, в нем больше экзистенциальных вопросов и неявных намеков на социум, религию и политику, чем во всех «Мстителях» сразу. Так стоит ли бросать грязью в то, что не до конца осмыслено?

Уверен, «Бэтмен против Супермена» еще долго будет ведущей темой обсуждения кинокритиков, киноманов и простых зрителей. Не избежит лента Зака Снайдера и сравнения с новым фильмом о противостоянии Капитана Америка и Железного человека. Но уже сейчас можно сказать то, что не изменит ни одно стороннее обстоятельство: «На заре справедливости» получился не таким, каким его хотели видеть фанаты. Он получился лучше, просто не все зрители к этому «лучшему» готовы. И это лучший повод пересмотреть картину, вы точно не пожалеете о потраченных трех часах.

Источник: film.ru

Комментарии
Комментарии