Элина Быстрицкая: «настоящая казачка»

Великая актриса, «настоящая казачка» и главная красавица советского кино.
Элина Быстрицкая: «настоящая казачка»

Та самая Аксинья из классической экранизации «Тихого Дона», Элина Быстрицкая – это русская Вивьен Ли, а сам фильм – наши «Унесенные ветром». Великая актриса, «настоящая казачка» и главная красавица советского кино.

1. Киевлянка

Одна из главных красавиц советского кино родилась в конце 20-х годов в Киеве, в интеллигентной семье военного врача Абрама Петровича и повара Эсфирь Исааковны Быстрицких. Детство Элины прошло в большом городе, а среди главных развлечений был домашний театр.

Страна считает ее «настоящей казачкой», идеальной Аксиньей из «Тихого Дона», но ничего казачьего, крестьянского, хуторского в Быстрицкой нет и никогда не было. Накануне войны семья Быстрицких переехала в город Нежин на Черниговщине, а после начала боевых действий (война пришла сюда очень скоро) эвакуировалась в Астрахань.

Элина закончила школу, курсы медсестер и успела поработать санитаркой в госпитале, то есть вплотную видела весь ужас войны. Очень скоро в жизнь Быстрицкой вернулся театр, сперва как драмкружок при медицинском техникуме, потом как балетный класс в музыкальной школе и наконец она поступила в Киевский институт театрального искусства.

Актерская карьера Быстрицкой сложилась стремительно. Через год после окончания института ее пригласили сняться в главной роли в фильме «Неоконченная повесть».

Быстрицкая играла участкового врача, влюбившуюся в пациента-инвалида. Ее партнером по фильму стал Сергей Бондарчук. Эта чувствительная советская мелодрама имела большой успех у публики. И в том же году Быстрицкая прошла пробы на съемки в картине Сергея Герасимова «Тихий Дон».

2. Аксинья

Вообще-то Аксинью должна была играть Нонна Мордюкова - вот уж кто настоящая казачка, буквально созданная для этой роли. Но у Мордюковой произошел конфликт с режиссером фильма Герасимовым, в итоге провели общесоюзный кастинг актрис и, по легенде, после личного одобрения автора романа Михаила Шолохова – «Вот она, вот Аксинья!» – роль получила Быстрицкая.

Советская экранизация «Тихого Дона» - особенный проект, что называется, обреченный на успех, по крайней мере у советского зрителя. Роман Шолохова имел широкий международный резонанс, все ждали Нобелевской премии для автора, вообще книга - едва ли не единственное серьезное, получившее признание на Западе осмысление трагических событий Революции и Гражданской войны в России, чья трактовка при этом целиком устраивала и советское руководство, и автор книги был полностью лоялен режиму.

В год выхода на экран «Тихий Дон» посмотрели 47 миллионов советских зрителей. В том же году Борис Пастернак обошел Шолохова на Нобелевском голосовании и получил премию за «Доктора Живаго», еще один роман о русской революции, который даже печатать в СССР запретили.

«Тихий Дон» – снятый с голливудским размахом и в лучших традициях сталинского «большого стиля» – это советские «Унесенные ветром», а Быстрицкая – русская Вивьен Ли.

Роль Аксиньи ожидаемо принесла ей грандиозную общесоюзную славу и вознесла на актерский Олимп. Другого такого уже успеха у нее больше никогда не было, да и быть не могло, ведь проекты такого масштаба выпускают один раз в десятилетие.

3. Комсомолка Лёля

В том же 1958 год вышел еще один значимый и любимый советскими зрителям фильм с участием Быстрицкой – «Добровольцы», героико-романтическая агитка по одноименному роману в стихах. Быстрицкая исполнила роль Лели, пламенной комсомолки, жены майора Кайтанова (эта роль досталась Михаилу Ульянову).

Фильм закрепил за Быстрицкой статус суперзвезды. А кроме того, Леля была очень правильный персонаж, таких любит публика и очень ценило высшее советское руководство.

4. Советская модница

Знакомая Быстрицкой вспоминает: «Все видели на Элине фантастические заграничные наряды. У нее у первой в Москве появлялись все новинки — джинсы, дубленки, модные сапоги… Она одевалась лучше всех актрис в СССР! А в разговоре могла упомянуть про личного косметолога, парикмахера, швею, домработницу. Естественно, всем было страшно любопытно узнать, кто обеспечивает Элине всю эту роскошную жизнь...».

В Советской Союзе не было желтой прессы, поэтому про личную жизнь звезд ходило множество самых фантастических слухов, а Быстрицкая, вдобавок, по характеру довольно закрытый человек. На самом деле мужем Быстрицкой был Николай Кузьминский, который руководил отделом переводов в Министерстве внешней торговли, отсюда и модные наряды актрисы.

Кузьминский, высокий и седовласый красавец, был много старше Быстрицкой: они поженились, когда ему было за пятьдесят, а ей – едва за тридцать, и прожили вместе 27 лет. Совместных детей у пары не было, Быстрицкая не могла иметь детей – и вроде бы это последствия тяжелой работы санитаркой в военные годы.

5. Провальные фильмы

С началом 60-х в кинокарьере Быстрицкой начался кризис. Она по-прежнему много снималась, на главные роли ее приглашали маститые режиссеры, но почти все фильмы не имели успеха.

Яркий пример такого провала – фильм «Русский сувенир» классика советской комедии Григория Александрова. Быстрицкой досталась вторая женская роль, первая была у супруги режиссера Любови Орловой. По сюжету несколько «западных» персонажей (магистр теологии, итальянский миллионер, итальянская графиня) случайно оказываются в сибирском городке, видят стройку Братской ГЭС и проникаются уважением перед советским строем. Картина так всем не понравилась, что ее положили на полку.

В каком-то смысле, Быстрицкая не вписалась в эпоху. Полным ходом шла хрущевская оттепель, вместе с окончанием сталинской эпохи ушла в прошлое и мода на «большой стиль» в кино – это все теперь казалось фанерой, неправдой.

В советском кинематографе сменилось поколение, и лучшие фильмы молодых советских режиссеров подражали французской «новой волне». Быстрицкая с ее бэкграундом комсомольских ролей и Аксиньи совершенно не вписывалась в это поколение, а советские классики, звавшие ее в свои фильмы, снимали «дедушкино» кино.

6. Малый театр

После фактического окончания кинокарьеры Быстрицкая много играла в театре. Она пришла в Малый еще в конце 50-х и со временем заняла в нем главенствующие позиции.

«Уходу за собой она отдавала главное место в своей жизни. За что уважаю Элину — так это за ее самодисциплину. Много лет она ни на шаг не отступала от своей программы. Делала гимнастику, соблюдала диету, занималась голосом, всегда вовремя ложилась спать. Все, что делала в своей жизни Быстрицкая, было для сцены. А самыми страшными словами в ее лексиконе было «выйти в тираж», — вспоминает знакомая актрисы ее жизнь и характер в те годы.

7. Общественница

Любимица советского зрителя, Быстрицкая - лауреат множества наград, дипломов, медалей, орденов и других знаков отличия. С 70-х годов актриса увлекается общественной и педагогической деятельностью.

Быстрицкая много лет возглавляла Федерацию художественной гимнастики СССР, была участником одиозного Антисионистского Комитета Советской Общественности и почётным президентом Федерации бильярда. Советник, вице-президент и президент разных общественных организаций, академик разных академий, член Совета по культуре при президенте РФ – и так далее и тому подобное.

Великая актриса и большая государственница, Быстрицкая неоднократно подписывала различные «письма от имени деятелей искусства и культуры» и предавалась взаимным ласкам со всеми властями и режимами. В частной жизни она оказалась скорее «комсомолка Лёля», чем «казачка Аксинья», но страна помнит и любит ее именно за ту самую роль в бессмертной экранизации «Тихого Дона».

Источник: Апрель

Комментарии
Комментарии