Пока молодой: 7 незабываемых фильмов о юности

В прокат выходит фильм Ричарда Линклейтера «Каждому свое», в котором студенты-бейсболисты отрываются перед началом учебы и пытаются понять, что им делать дальше.
Пока молодой: 7 незабываемых фильмов о юности

Interview вспоминает несколько отличных фильмов о студенческой жизни, которые не забудутся через неделю.

«ЧТО-ТО В ВОЗДУХЕ»

РЕЖ. ОЛИВЬЕ АССАЯС, 2012

В оригинале «Что-то в воздухе» называется «После мая» и рассказывает о брожении умов среди студентов после известных событий весны 1968 года. Главный герой только поступил в институт и весь захвачен студенческим движением: на переменах подростки обсуждают распространение листовок и левые идеи, рисуют на партах значки анархии и гоняют по узким улицам от подожженных машин. Будучи противником претенциозных реконструкций, Оливье Ассаяс снимает послемайских тинейджеров без розовых очков: в клешеных джинсах и мотоциклетных шлемах они выходят на неравный уличный бой с полицейскими, курят как паровозы и занимаются тем, что буржуазное общество назовет вандализмом. «Что-то в воздухе» действительно наполняет воздухом ставшую историей стихию студенческого движения и его зыбкие идеалы — пока главный герой мечется между девушками, психоделическая сцена и революционный энтузиазм распадается на атомы. Неуловимая и быстрая как лето, революция выглянула на несколько месяцев и растворилась в осени, так и оставшись утопией — Ассаяс не льет по ней слез и не фетишизирует ее, а внимательно разглядывает бунтарей, которые слишком увлеклись собой и хорошей погодой, чтобы довести дело до конца.

«УЛЫБКА МОНЫ ЛИЗЫ»

РЕЖ. МАЙК НЬЮЭЛЛ, 2003

«Что ты будешь делать потом, когда выпустишься?» — «Может быть, я не буду выпускаться, а выйду замуж». Студентки Уэллсли 1953 года чаще всего именно так отвечают на вопросы о будущем. Главная героиня в исполнении Джулии Робертс приходит в женский колледж преподавать историю искусств и взрывается, понимая, что физика нужна ее студенткам, чтобы взвесить индейку на День благодарения, а лекции про улыбку Моны Лизы — чтобы блеснуть эрудицией перед потенциальным женихом. Букет полетит в подружек, вместе с ним улетят и все знания, полученные в колледже. «Улыбка Моны Лизы» — не самое тонкое, но наглядное и убедительное описание поколения, которое как раз предшествовало вышеупомянутым девушкам из 1960-х. Смирные, воспитанные, терпеливые, но уже с зерном сомнения в груди, понимающие, что способны на большее, они будут первым поколением сознательных женщин, получивших в юности прививку феминизмом. Джулия Робертс играет одну из самых важных ролей в ее карьере — человека, который уверен, что самые умные девушки Америки не заслуживают быть феями на кухне. К тому же здесь снимаются отличные Кирстен Данст и Мэгги Джилленхол в лучшее свое время.

«СТРАНА ПРИКЛЮЧЕНИЙ»

РЕЖ. ГРЕГ МОТТОЛА, 2009

Почему-то после института, когда ты ничего не умеешь и очень много из себя воображаешь, тебе всегда кажется, что будущая работа будет чем-то невероятным. Джеймс получает свою в летнем парке развлечений среди переедающих детей, галлонов сладкой ваты и таких же неудачников, как он, с надписью «Games Games Games» на рабочей одежде. Один из приятелей и коллег Джадда Апатоу снимает кино об обескураженных тинейджерах в идеальных декорациях ленивого лета, бестолковых аттракционов и десятка забавных юных типов, по разным причинам не определившихся с целями в жизни. «Страна приключений» — необязательный фильм с самыми человечными за свою актерскую карьеру Джесси Айзенбергом и Кристен Стюарт, лучшими комиками Америки в ролях второго плана и неоригинальным, но верным посланием. Никакой бардак в голове или, наоборот, четкие цели в жизни не отнимут первую любовь и с первого взгляда дурацкие, а со второго — невероятно полезные знания, которые можно получить, только застряв на время между детством и взрослостью.

«БЕСПЛОДНАЯ КУКУШКА»

РЕЖ. АЛАН ДЖ. ПАКУЛА, 1969

Неприкаянная, взбалмошная и неуверенная в себе Пуки Адамс отчаянно хочет любви и вроде бы находит ее в конформисте Джерри, у которого нет никаких сложностей в том, чтобы быть принятым другими. «Бесплодная кукушка» — масштабная картина американской студенческой жизни конца 1960-х: тогда, как и сейчас, главным событием общежития были пивные вечеринки, на девушек и парней, бывших белыми воронами, вешали ярлыки, а быть заодно со всеми позволяли далеко не каждому. Самое ценное и трогательное в фильме — это кульбиты Пуки Адамс от любви до обиды в исполнении юной и совсем неузнаваемой Лайзы Миннелли: без нее это кино растворилось бы в истории. С другой стороны, грустная история о травматичной первой любви — отличное пособие по всем ошибкам, сделанным в колледже, главная из которых — принять за отношения постоянный секс и вообразить, что в океане, где есть столько рыбы и никто не думает о будущем, выбрали одну тебя до конца дней своих.

«БЕРКЛИ В 60-Е»

РЕЖ. МАРК КИТЧЕЛЛ, 1990

Интересное документальное кино о жизни университетских кампусов Беркли во времена гражданского движения за права в Штатах. Большинство ностальгирующих фильмов о 1960-х говорят о студенческом движении через запятую и редко объясняют, как именно были устроены студенческие митинги и волнения и почему в какой-то момент правительство и полиция вынуждены были поменять подход к ситуации. От небольших ячеек активистов до масштабного антивоенного и антирасистского движения — Беркли в конце 1960-х был очагом интеллектуальной работы и гражданской активности: именно поэтому, запевая про Сан-Франциско, говорили «you gonna meet some gentle people there». Это документальное кино дает слово многим не оставшимся в истории студентам и активистам, которые публиковали газеты, ходили на митинги и шаг за шагом изменили американское общество. Ничего нового — все начинается с энтузиазма, бескорыстной работы, бессонных часов, злости и отсутствия страха за свою безопасность: избиения американских студентов стали прецедентом для митингов будущих поколений. Очень важно и полезно узнать из первых рук, что колледж — это не только весенний отрыв и пиво по поддельным документам, но и место, где начинаются перемены.

«ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ»

РЕЖ. СПАЙК ЛИ, 1987

Пожалуй, самый дикий перевод острого на язык и критического фильма Спайка Ли «Школьная чума» — в его версии школьные годы какие угодно, но не чудесные. Фильм дал путь актеру Лоренсу Фишбёрну и рассказал глазами очевидцев о том, чего мы не можем знать — как устроены братства в преимущественно афроамериканских колледжах и чего стоит стать там влиятельным и популярным. Спайк Ли с подходом «never give a fuck» рассказывает важную для него историю о том, что везде есть место хамелеонам и борцам, приспособленцам и самостоятельным умам. Можно сказать, что мы смотрим комедию, но она вскользь касается совсем не шуточных тем — сегрегации внутри института по оттенку темной кожи, мачизма, конкуренции между политически сознательными и будущими белыми воротничками. Самые жуткие моменты рассказываются через музыкальные номера, а резкие, как пощечина, фразы выдаются с ехидным выражением на лице. Важный, умный фильм без компромиссов под маской подростковой комедии — огромная редкость.

«МЕТРОПОЛИТАН»

РЕЖ. УИТ СТИЛЛМАН, 1990

Том — первокурсник, но его учеба находится на задворках сюжета фильма. Главные уроки жизни он получит не от ребят из братства или девушки в том же лектории, а от компании потомственных богачей, проживающих на Манхэттене по праву несколькими поколениями. Дебютный фильм Уита Стиллмана целиком основан на его личном опыте сына влиятельных родителей: узким кругом друзей аппер-класса они путешествовали по балам дебютантов, дорогим ресторанам и гостиным друг друга в домах со швейцаром. Столкновение, о котором говорит в фильме Стиллман, безусловно, классовое — Том, встречая богатых приятелей, плетет с три короба, берет смокинг напрокат и сочиняет о собственных достижениях. Но важно также понимать, что это история невзросления таких непохожих друг на друга молодых людей, которым предписано провести многие десятилетия вместе. Чужак в безупречной стае, неловкая любовь и реальная жизнь, в которую горько и стыдно возвращаться из красивых гостиных — Стиллман проходится по аристократизму, выскочкам, праздности и салонной культуре и не щадит никого.

Источник: interviewrussia.ru

Комментарии
Комментарии