Как менялась Москва в кино

Во второй половине ХХ века — экзистенциальный поиск 60-х, социальное расслоение 70-х, смерть столичного мифа в 90-е и рождение образа Москвы 2000-х.
Как менялась Москва в кино

«Афиша Daily» продолжает следить за курсом лекций о том, как формировался миф о Москве в кино. Во второй половине ХХ века — экзистенциальный поиск 60-х, социальное расслоение 70-х, смерть столичного мифа в 90-е и рождение образа Москвы 2000-х — мегаполиса на стыке гламура и окраины.

1960-е

Фильмы: «Я шагаю по Москве» (1963), «Мне двадцать лет (Застава Ильича)» (1965), «Июльский дождь» (1966), «Чистые пруды» (1965), «Три тополя на Плющихе» (1967) и другие.

«Я шагаю по Москве»

Андрей Шемякин

Киновед, телеведущий

Начиная с 60-х в советском кино происходит процесс освобождения человека от знаков социальной типологии, которая определяла его в комедиях и мелодрамах 30-х. Судьбы героев теперь открыты, они не завершены. Поэтому и Москва 60-х в кино — это не столько конкретное место на земле, сколько пространство преображения. Город созвучен экзистенциальному поиску героев, и визуальный ряд завязан скорее на их внутренние переживания, нежели на городскую жизнь и дух времени. Москва сводит людей, а потом разводит. Персонажи в городе не столько живут, сколько окунаются в него, чтобы что-то новое и важное узнать про себя.

«Начинается земля, как известно, от Кремля» — город в 60-е по-прежнему центрирован на Кремль, но окружен романтической атмосферой. Классический пример, знакомый каждому, — «Я шагаю по Москве» Данелии по сценарию Шпаликова. Притом что это суперхит о Москве, вспомните — там никто из героев не обращает внимания на город. Ходят по ГУМу битый час и говорят о ерунде, едут в такси с иностранцем и шутят на отвлеченные темы. Шпаликов придумал эту особую атмосферу 60-х, где в центре всего та неуловимая Москва, в которую можно было выйти — и просто пойти.

Топография Москвы 60-х неполна, урывиста — снимают либо общий план, либо сверхкрупный. Например, в «Июльском дожде» идут встык планы встречи фронтовиков у Большого театра и «племя новое, младое» — лица школьников, пришедших отдать честь ветеранам. Хуциеву важны эти сопоставления, чтобы показать пропасть между двумя поколениями, в которой находит себя главная героиня.

Комментарии
Комментарии