Мама — анархия

7 фильмов об альтернативном образе жизни.
Мама — анархия

В прокат выходит «Коммуна» датского режиссера Томаса Винтерберга — об эксперименте нескольких человек жить под одной крышей в скандинавском обществе благоденствия начала 1970-х. Interview вспоминает другие важные фильмы о том, как жить вопреки правилам ради себя или великой идеи.

«ВМЕСТЕ»

РЕЖ. ЛУКАС МУДИССОН, 2000

Швед Лукас Мудиссон берется за похожую с Винтербергом историю о коммуне в ту же историческую эпоху: Стокгольм 1975 года, идеализм, хиты АВВА из каждого радиоприемника и запутавшиеся взрослые, пытающиеся найти в социализме ответы на все вопросы. Конвенциональная Элисабет с двумя детьми уходит от мужа к брату в его анархистский особняк, в котором идут споры о левых идеях, вегетарианстве, гомосексуальности и праве собственности. Освобождение происходит на глазах у испуганных соседей: никто не представляет, чтобы 12 человек населяли дом на троих, а хиппи резвились на участке напротив. Через непосредственных героев и ряд правдоподобных конфликтов Мудиссон рассказывает о том, как жить вместе и договариваться, даже если вы совсем не похожи, и о том, что даже индивидуалистам приходится считаться с окружением.

«ГРУППИРОВКА “ВОСТОК”»

РЕЖ. ЗАЛ БАТМАНГЛИДЖ, 2013

Захватывающий детектив о внедрении специального агента в ряды экотеррористов основан на реальных событиях: например, в документальном фильме «Если дерево упадет» рассказывается об Освободительном фронте Земли, атакующем крупные корпорации и вредные экологии производства. Хрупкая агент Сара (неземная Брит Марлинг) по заданию ЦРУ выходит на группировку «Восток» — анархическую группу, которая устраивает террористические атаки на политиков и олигархов, отравляющих планету. Внутри — фриганские практики, один за всех, харизматичный вожак (Александр Скарсгард) и десяток мотивированных и уверенных в своей правоте молодых людей, которым нечего терять. Метис шпионского фильма и политического триллера с уверенным сюжетом и отличным владением материалом — для сценария были взяты десятки интервью у экоактивистов, «Восток» — один из самых смелых и интересных независимых фильмов последнего времени. Похожую идею, но в ироническом ключе несет смешная и идеалистичная «Прекрасная зеленая» — фильм, который полезно пересматривать каждый раз, как утрачиваешь веру в человечество.

«ИДИОТЫ»

РЕЖ. ЛАРС ФОН ТРИЕР, 1998

Один из главных фильмов 1990-х о поисках потерянного рая и пространства мечты, где ты можешь позволить себе быть таким придурком, каким искренне хочешь. Снятый на ручную камеру, фильм подражает домашнему видео, в объектив которого попадают полтора десятка взрослых, дающих себе шанс освобождения — от ругани и беззаботных совокуплений до немедленного исполнения желания делать все, что хочется. Вышедшие из коммуны «идиоты» отправятся в обычный мир, испытывая обывателей, свою собственную решимость оставаться свободными и мир буржуазных условностей. Ларс фон Триер снимает так, что достается всем — «идиотам» и обывателям, за каждым героем читаются вертикали боли, а обнять и нахлестать по щекам в конце фильма хочется всем, особенно себе. Как любое предельное высказывание, «Идиоты» радикальны, жестки и беспощадны к зрителям, но совершенно обязательны к просмотру при любых взглядах.

«СТРАННЕЕ, ЧЕМ В РАЮ»

РЕЖ. ДЖИМ ДЖАРМУШ, 1984

Битникам не досталось своего кинематографа, но именно духом битничества, скитания, безделья и поэзии без рифмы пропитан ранний фильм Джармуша, снятый на коленке и за копейки про то, о чем режиссер знал не понаслышке. Пустые комнаты с обвалившейся штукатуркой в усталом и бедном Нью-Йорке и ледяной берег Кливленда, печальная очарованность ребятами с аффектами, разговоры из пауз, танцев и слов невпопад и ощущение братства и приключения в циничном мире, которому ты не принадлежишь. Венгерская кузина приезжает к своему полунищему братцу с неведомым вопросом в глазах перед тем, как отправиться к тетушке, и застанет такого же растыку-друга. Сейчас и год спустя трое проведут несколько красивых, долгих, пустых дней, не будет происходить почти ничего — или будет только печальное. Джармуш никогда не заблуждался по поводу своих героев: большинству из них, в отличие от режиссера, не перепадет радости беспечной, но и от ночи бесконечной что-то их убережет.

«КОМПЛЕКС БААДЕРА — МАЙНХОФ»

РЕЖ. УЛИ ЭДЕЛЬ, 2008

Замирание сердца, как в автогонке, гарантировано: Ули Эдель собирает три поколения противоречивых героев Германии, чтобы рассказать, откуда берется жестокое сопротивление. Ответ очевиден: от жестокости власти. «Фракция Красной армии», группа радикальных левых активистов, держащая зрелую половину Германии в страхе и молодую — в восхищении, выглядит в хронике «Комплекса» энергичным, живым, неоднородным движением. Молодая мать, влюбившаяся в революционера, идейный интроверт со стальной волей, журналистка, ставшая идеологом группировки, сам Андреас Баадер с политическими амбициями — десятилетие РАФ пролетает, как пуля мимо виска. Помимо прочего, «Комплекс» — рассказ о том, как существует контркультурное объединение: парики и вписки, спецагенты и выездные тренировки, поддельные документы и погони, а еще соперничество, союзничество и настоящая любовь без страха, пока смерть не разлучит. Документальная история о подобном сообществе в Америке отлично рассказана устами участников и сочувствующих в фильме The Weather Underground — о группировке, заставившей поволноваться ЦРУ в начале 1970-х.

«В ДИКИХ УСЛОВИЯХ»,

РЕЖ. ШОН ПЕНН, 2007

«Сколько ты на природе?» — «Две недели». — «А до этого сколько был?» Главный герой Эмори зависает. На природе он никогда не был и в свое путешествие автостопом на Аляску двинулся из подросткового максимализма, нежелания быть как родители, жажды приключений и нехватки адреналина в той жизни, которая ждала его после колледжа. Главный герой, легкомысленно оставляющий за собой всю жизнь в надежде, что скоро вернется, еще не догадывается, что ждет его дальше. Шон Пенн выступает в роли режиссера, чтобы экранизировать реальную историю тепличного мальчика, который отправился куда глаза глядят подальше от готовых ответов. Простой роуд-муви наполнен эпизодами встреч с обычными людьми, постижением смысла через разговоры и действия и сопротивление своему я — в чем-то рифмующийся с «Простой историей» Линча «В диких условиях» куда сильнее приближен к реальности. Сжечь деньги и сесть на пассажирское черт знает к кому может быть началом большого пути, а может — началом конца.

«РОЖДЕННЫЕ В ОГНЕ»

РЕЖ. ЛИЗЗИ БОРДЕН, 1983

Прошло десять лет после установления в США социалистической демократии: сексизм повержен, улицы патрулируют поджарые велосипедистки со свистками, пиратские радиостанции несут радикальные идеи обществу. Утопия контркультуры, снятая режиссером Лиззи Борден в компании единомышленниц и на копеечный бюджет, — один из самых интересных фильмов в жанре «а что, если?». «Рожденные в огне» имеют к феминизму прямое отношение и очень рьяно разделываются с массовой культурой, транслирующей стандарты поведения — башни Всемирного торгового центра взрываются не от самолета с террористами, а от атаки на радиовышку, которая обещает женщинам компенсацию за возвращение к плите. Борзый, освежающий, как удар в солнечное сплетение, малоизвестный фильм на долгую память.

Источник: interviewrussia.ru

Комментарии
Комментарии